Главная
>
Статьи
>
Общество
>
«Расширение» прав

«Расширение» прав

19.02.2010
1

МВД собирается частично реформировать систему выдачи водительских удостоверений

В России появятся права на мопеды, а тем, кто учился в автошколе управлять машиной с коробкой «автомат», поставят соответствующий штамп в документе. Кроме того, в стране запретят управление транспортом гражданам с иностранными правами. Для работы водителям придется получать удостоверение российского образца.

Конкретные права

Получение водителями-иностранцами российских прав, по мнению инспекторов, должно снизить количество аварийПоправки в закон «О безопасности дорожного движения» МВД планировало внести давно. Но только сейчас от разговоров перешли к действиям. Проект закона выложили на сайте МВД, где все желающие могут с ним ознакомиться.

Суть изменений — в более конкретизированной подготовке к управлению транспортным средством. В первую очередь это касается разделения трансмиссии на «автомат» и «механику». Сейчас при обучении в автошколе и сдачи прав нет особой разницы, на какой машине проходить практику — права получишь без каких-либо уточнений. В поправках оговаривается: если курсант обучался на машине с автоматической коробкой передач, документ по завершении учебы он получит с отметкой «автомат», соответственно, управлять машиной с механической коробкой не сможет. Если водитель решит пересесть на автомобиль с другим типом трансмиссии — добро пожаловать на очередной экзамен.

Более целенаправленной станет и подготовка мотоциклистов. Сейчас опять же права категории «А» универсальны и разрешают управление всеми типами мотоциклов. Прошли те времена, когда это был обычный двухколесный «конь», говорят в ГИБДД. Теперь мотоцикл может быть трех- и даже четырехколесным. Некоторые модели весят почти как малолитражка, а мощность двигателя вполне сопоставима со спортивными авто. Есть разница: управлять стареньким «Уралом» или современным и мощным «Бугатти».

В категории «А» появится подкатегория «А1». Она включает в себя легкие мотоциклы, рабочий объем двигателя которых не превышает 125 кубических сантиметров, а мощность — 11 киловатт (около 15 л. с.). Кроме того, появится и новая категория — «М» — для желающих управлять мопедами, мотиками и скутерами. Чтобы получить права на управление данной категории, придется сдавать экзамен на знание правил дорожного движения. На получение прав данной категории, так же как и на легкий мотоцикл категории «А1», можно будет претендовать с 16 лет. Зато особые ограничения наложены на категорию «D» — для водителей автобусов. Сесть за руль такого транспорта с правами можно будет только тем, кому исполнился 21 год. Связано это решение с особой ответственностью водителя при массовой перевозке пассажиров.

Ограничения касаются и самой сдачи на права. После принятия поправок сдать экзамен экстерном не получится, закон предусматривает обязательный курс обучения.

Автобусная безопасность

Поправки предусматривают также запрет на управление автотранспортным средством при наличии прав зарубежного образца. Иностранцам, в том числе из ближнего зарубежья, для работы у нас водителями придется получать российские права. Этот момент, пожалуй, самый серьезный из всех предлагаемых изменений. Аварий с участием водителей-иностранцев, особенно что касается общественного транспорта, в последнее время стало нестерпимо много. В прошлом году власти Красноярского края даже собирались обратиться в Минэкономразвития РФ с просьбой резко сократить квоту на водителей-иностранцев. Тогда и чиновники, и милицейское начальство заявляли, что низкая дисциплинированность и квалификация водителей из стран СНГ становятся одними из главных причин ДТП.

Еще год назад в краевом ГИБДД рапортовали о печальных показателях: водители-иностранцы за 2008 год допустили более 2 тысяч нарушений правил дорожного движения, 138 аварий с причинением материального ущерба, в 7 ДТП было травмировано 7 человек. Тогда по инициативе ГУВД межведомственной комиссией были отклонены заявки работодателей о выделении квоты на дополнительное привлечение в 2009 г. 564 водителей-иностранцев. Но и без дополнительных квот автогастарбайтеры статистику не улучшили — вспомнить только серьезную аварию на улице Киренского в августе прошлого года. За 2009 год данные таковы: по вине водителей-иностранцев произошло 45 ДТП, за 11 месяцев гастарбайтеры нарушили правила 3 500 раз.

Маршрутками в Красноярске, по разным данным, на конец прошлого года управляли от 300 до 500 водителей из стран ближнего зарубежья. У скольких из них права российского образца, остается только гадать. Зато в самом ГИБДД сейчас обязаны проверять навыки всех водителей-иностранцев при устройстве на работу. Эта мера сродни выдаче прав российского образца. Насколько она действенна, покажет статистика этого года.

Комментарии:

Ирина Пустограева, депутат Законодательного собрания края:

— То, что на правах будут указывать умение водителя ездить на машине с той или иной коробкой передач, считаю очень хорошим нововведением. У нас ведь есть разные категории прав, «автомат» и механическая коробка — это ведь тоже две разных науки езды. Такое новшество должно повлиять на безопасность дорожного движения. Выдача иностранным гражданам российских прав немного смущает — мне кажется, можно обойтись той системой, которая существует сейчас. Пусть они проходят квалификационную проверку, которая подтвердит знания. И пусть эта проверка будет периодической. С тем, что водитель-иностранец должен будет сдавать экзамен заново, я не согласна.

Валерий Ревкуц, депутат городского Совета Красноярска:

— Все нововведения явно предусматривают повышение ответственности участников дорожного движения. Те же мопеды — на них бьется много молодежи. Введение прав — это, конечно, не совсем удобно пользователям, но в целях наведения порядка на дорогах мера действенная. А вот введение обязательного обучения в автошколе и запрет сдачи на права экстерном считаю неправильной мерой. Ведь в вузах, если ты обладаешь знаниями и навыками, ты можешь сдать экзамены экстерном. Здесь не должно быть различия, принцип должен соблюдаться. Думаю, эта поправка создана в рамках лоббирования интересов автошкол и не более того.

Евгений Арнаутов, руководитель пресс-службы ГИБДД Красноярского края:

— Изменения, безусловно, приведут к улучшению обстановки на дорогах Красноярского края в части обеспечения безопасности дорожного движения. Кроме того, Россия придет к единому образцу с другими развитыми странами в части документально-разрешительных процедур для водителей. Что касается мопедов, мы говорили о необходимости выдачи прав на управление довольно давно. Аргументы — примеры ДТП с участием водителей мопедов. Сегодня подобная маломоторная техника обладает теми же, а чаще более высокими скоростными возможностями, что и обычные машины. Сейчас мощности этих маленьких мопедов позволяют развивать скорость до 70 км/ч. Человек, который не понимает принципов дорожного движения, не знает правил, просто опасен на дороге. Простой пример — в самом начале XX века на велосипеды выдавались государственные регистрационные знаки, и водители велосипедов должны были проходить определенные курсы, позволяющие управлять транспортным средством.

Михаил Омышев, председатель правления Красноярской ассоциации пассажирских перевозчиков:

— Поправки воспринимаю положительно, особенно что касается водителей общественного транспорта. Наличие навыков, опыта, знаний — важные вещи. А вот необходимость иметь российские права — большой вопрос. Хотя бы потому, что сейчас в крае действует своя схема — мигрант, решая работать на общественном транспорте, проходит проверку в ГИБДД на знание правил дорожного движения, и только после этого мы принимаем его на работу. Вещь эта обязательная. Данные с базой сверяем ежемесячно. Сейчас это законодательство региональное, а будет федеральное и немного в другой форме.

Константин Кнапнугель, владелец АТП (маршруты №№ 85, 90, 3, 99, 58):

— В городе на транспорте работают много иностранцев. Конечно, данные поправки не в пользу перевозчиков. Варианта два — либо иностранцы совсем исчезнут с дорог города, либо им придется получать российские права. Думаю, все пойдет по второму сценарию — будем переучивать. Да и сами иностранцы пойдут переучиваться, они хотят работать в России. Конечно, на время обучения у нас будут проблемы с кадрами. Но это временные трудности.

Сергей Санников, «Вечерний Красноярск», №6 (247)

Рекомендуем почитать