После ремонта в филармонии наконец-то появилась более-менее подходящая площадка для всевозможных творческих экспериментов. В марте на камерной сцене состоялись сразу две любопытных программы — авторский вечер Ирины Шульгиной и вечер поэзии «Свобода, Солнце и Любовь», посвященный творчеству Игоря Северянина.
Жизнелюбивая певица
Ирину Шульгину многие преимущественно знают как солистку ансамбля «КрасА», где она поет уже 12 лет. Но у Ирины есть и собственные творческие проекты — она давно экспериментирует с разными музыкальными стилями, от фольклора до эстрады, в ее багаже больше 150 песен собственного сочинения. Некоторые из них прочно вошли в репертуар «КрасЫ», что можно было услышать и на авторском вечере Шульгиной. Ее песни также исполняют Вера Баулина (кстати, педагог Ирины) и ансамбль «Балагур BAND», музыкальный центр «Волшебный микрофон» и детский хор Людмилы Стебеньковой. А ее романсами не гнушаются даже оперные солисты — в гостях у Шульгиной некоторые из них исполнили Анна Киселева и Евгений Балданов.
Сама Ирина в этот вечер выступила не только как композитор, но и как певица. Причем пела и соло, и в дуэтах, и с разными ансамблями. Кому-то из ее поклонников больше нравятся песни Шульгиной, стилизованные под русский фолк. Кому-то ближе ее эстрадные опыты. Последние — легкая городская музыка, на которую так и просится джазовая аранжировка. Что, кстати, особенно явственно прозвучало в «Песне ни о чем», где соло на саксофоне исполнил Андрей Иголкин.
А саму авторскую программу, как и свою вторую сольную пластинку, Ирина назвала просто и без изысков — «Жизнь». Бесконечное жизнелюбие — вообще отличительная черта этого человека.
Поэзовечер
Поэтическую программу «Свобода, Солнце и Любовь», посвященную творчеству Игоря Северянина, представил артист Александр Борисов.
Думаю, театралы еще не забыли его роли в Красноярском театре им. Пушкина, где Борисов проработал несколько лет. Одна из его самых заметных последних работ того периода — Джером в спектакле «Билокси-блюз» Н. Саймона. Сейчас Александр Борисов руководит экспериментальным творческим объединением — театром «Небо». «Свобода, Солнце и Любовь» — не вечер поэзии, а скорее моноспектакль на стихи Северянина. Что уже само по себе привлекает внимание: подобные эксперименты на поэтическом материале в Красноярске нечасты. Борисов выступил в нем не только как актер, но и как режиссер. И честно признал, что для него это тоже творческий опыт, поскольку образование у него все-таки актерское, а не режиссерское.
Его моноспектаклю и в самом деле в чем-то не хватает целостности, а местами и какой-то логической последовательности. Особенно невнятным оказался финал, где зачем-то прозвучал российский гимн — абсолютно неуместная загадка для публики. Но что приятно удивило в этом часовом спектакле — Борисов, на мой взгляд, сумел уверенно овладеть вниманием своих слушателей. Причем на премьеру пришла в основном молодежь, и стихи Северянина аудитория воспринимала на удивление сосредоточенно. А потом многие остались еще и на творческую встречу с артистом, где он отвечал на вопросы. Встреча с публикой после спектакля или концерта и обсуждение по горячим следам увиденного и услышанного — тоже, кстати, весьма редкая практика в наших культурных учреждениях. Недавно подобную встречу со зрителями (причем по собственной инициативе) устроили артисты ТЮЗа, занятые в спектакле «Собаки-якудза». И что было заметно и по той встрече, и у Борисова — у зрителей явный интерес к таким вот неформальным беседам с артистами. Может, стоит устраивать их повсеместно и почаще?
А опыт поэтических спектаклей театра «Небо», как ожидается, получит продолжение. В цикле «Неизвестные знаменитости» Александр Борисов намерен вскоре представить программу, посвященную творчеству Осипа Мандельштама.
Не позаботились об уюте
И все-таки, все-таки... Хорошо, что появилась такая площадка и что выступать на ней дают возможность не только артистам филармонии, но и независимым объединениям. И дай бог, чтобы подобная практика продолжилась.
Но очень жаль, что камерному залу заметно не хватает уюта. Как, собственно, не хватает его и Малому концертному залу. После реконструкции интерьер здесь стал слишком официозно-академичным, что особенно ощущается на джазовых концертах и легких эстрадных программах вроде недавних «Мелодий старого граммофона», где Светлана Кольянова и Красноярский брас-квинтет Петра Казимира исполняли старые советские шлягеры 30-40-х годов. В наших обновленных филармонических залах много света и блеска, но холодно и неуютно, по-настоящему не расслабишься. Очень хочется надеяться, что атмосферу там еще удастся хоть как-то оживить.
Елена Коновалова, фото Надежды Новиковой «Вечерний Красноярск», №10 (251)