Режиссер — Жоанн Сфар
В ролях: Эрик Эльмоснино, Люси Гордон, Летиция Каста, Даг Джонс, Кейси Мотет Кляйн, Разван Василеску, Динара Друкарова, Иоланада Моро
Продолжительность — 135 мин
Серж Генсбур, певец, музыкант, ловелас, хулиган, как подсказывает нам русский подзаголовок этого биографического фильма — фигура без сомнения колоритная и биографии заслуживающая. Другое дело, что сам жанр кинематографической биографии большого артиста за последние пару десятилетий превратился в одно сплошное, хорошо утоптанное общее место.
Режиссер «Генсбура» Жоанн Сфар бесстрашно выходит на бой с биографическими клише — и показательно им проигрывает. Хотя временами казалось, что преимущество в этой схватке было на его стороне.
Вместо слова «фильм» в титрах стоит «фантазия Жоанна Сфара» — то есть, амбиции свои автор нам раскрывает с самого начала. Правда, при такой постановке вопроса он не пускается в сложную деконструкцию судьбы исполнителя в духе Тодда Хейнса и «Меня там нет», а прилежно следует биографической справке. Зато он берётся обильно озвучивать фантазии юного Люсьена Гинзберга, еврейского мальчика из интеллигентной семьи, отданного в художественную школу. Люсьен играет на пианино, придумывает себе комиксное альтер эго, встречается в лесу с воображаемыми натурщицами и снабжает всех одноклассников картинками с голыми женщинами — и всё это он проделывает с той самой небрежной, как бы ненамеренной крутостью, которая потом станет фирменным знаком певца Сержа Генсбура.
Юный лопоухий артист Кляйн всё то время, пока находится на экране, едва не искрит — у этого парня явно феноменальное будущее. Впрочем, Эрик Эльмоснино, перехватывающий эстафету и остающийся Генсбуром до конца — не меньшая удача; человек не только поразительно похож (впрочем, чья именно это удача, директора по кастингу или главного гримера, с ходу не поймёшь), но и совершенно фантастическим образом вживается в роль. Дубляж Сергея Шнурова, кстати, совершенно равнозначен игре Эльмоснино.
Но вот в чём штука — пока Сфар развлекается с придумыванием фантазийных причин превращения не самого успешного художника Люсьена Гинзберга в певца и музыканта Сержа Генсбура, в фильме есть и нерв, и пламя, и всё остальное, что обычно делает хороший фильм замечательным. Но как только дело доходит до прекрасно задокументированных этапов большой карьеры Генсбура, на Сфара вдруг нападает странная робость перед правдой жизни, и он остаток фильма начинает расшаркиваться перед великим человеком, прилежно пересказывая всё «как было».
Генсбур пьянствует с Борисом Вианом и сочиняет «Intoxicated Man», Генсбур встречается с Бриджит Бардо и сочиняет «Bonny and Clyde», Генсбур знакомится с Джейн Биркин и записывает «Je t’aime... Moi Non Plus», Генсбур расстается с Джейн Биркин и едет на Ямайку записывать «Марсельезу» в стиле реггей... Выходя на это перечисление, «Любовь хулигана» блаженно ухает в объятия всех тех клише, от которых она не без блеска увиливала всю первую половину.
События приобретают удручающую монотонность — размолвки, обольщения, пьяные выходки и скандальные выступления Генсбура выглядят почему-то точь-в-точь, как размолвки, обольщения, пьяные выходки и скандальные выступления всех остальных опасных музыкальных идолов, про которых мы уже смотрели. Видимо, фантазия Жоанна Сфара всё-таки спасовала перед пиететом Жоанна Сфара к своему герою. Так, может, стоило тогда так прямо и написать в титрах — не «фантазия», а «поклонение Жоанна Сфара»? Было бы честнее.
Вердикт Кочерыжкина — на половину удачная, на половину совершенно типичная биография хорошего музыканта