«Сейчас главное — не проспать вступление в ВТО»
В.В.Путин. 2000 год
Скорее всего, до окончания пребывания на посту нашего пока еще президента страны, Россия станет членом ВТО (Всемирной Торговой Организации, если кто забыл). Завершение процесса, длящегося без малого 18 лет, позволит нашей стране стать 154-м участником одной из крупнейших международных организаций, чьим правилам подчиняются 97% мирового оборота товаров и услуг.

Хорошо это будет или плохо — ответ сильно зависит от того, о ком спрашивают. Наряду с отказом от зимнего времени, переименованием милиции в полицию, это «достижение» действующего президента, безусловно, привлечет внимание рядового гражданина. Но вряд ли народное ликование будет той же силы как после выхода сборной России в финальную часть чемпионата Европы по футболу. Ибо преимущества от вступления в ВТО в основном описываются красивыми словами об интеграции, участии в обсуждении правил международной торговли и развитии международного сотрудничества, и касаются отдаленного светлого будущего. Тогда как отрицательные последствия будут заметны уже в ближайшие три года, по истечении льготного периода для существующих защитных мер поддержки отечественного производителя.
Надо признать, условия, на которых Россию готовы принять в ВТО, выгодно отличаются от тех, что выторговали для себя ранее вступившие бывшие союзные республики. Практически по всем приоритетным для нас (и больным для них) вопросам мы получили уступки со стороны США и ЕС. Это неудивительно, ведь Россия — единственная крупная мировая экономика, не состоящая в ВТО. Наш внутренний рынок — очень лакомый кусочек для транснациональных гигантов.
А нам это членство не то что бы сильно надо. Впрочем, равно как полиция и летнее время.
Что же такое членство в ВТО? В общем виде — это более свободный доступ для отечественных товаров и услуг на мировые рынки в обмен на открытие внутреннего рынка для импорта. Вроде справедливо, но прошу учесть, что торговля энергоносителями лежит вне сферы регулирования ВТО. А значит, львиная доля российского экспорта и так чувствует себя вполне свободно. Конечно, новые преференции получат экспортеры стали, минеральных удобрений, зерновых и древесины. Но за это наша текстильная промышленность, машиностроение, авиапром, транспортная отрасль, сфера услуг и сельское хозяйство вступят в неравный бой с конкурентоспособным импортом.
Долгие годы наше правительство не было готово на такой размен. Но на помощь пришел 2008 год. Будущие жертвы вступления в ВТО преимущественно обанкротились, либо получили уникальный статус предприятий — государственных пенсионеров, живущих исключительно за счет существования именной строки в государственном бюджете. В результате чего вопрос конкурентного выживания отдельных отраслей отпал сам собой. А там где еще не отпал, повторюсь, наши переговорщики выторговали у ВТО право сохранить защитные меры.
Таким образом, государство в своих бюджетных доходах практически не теряет, нефтедоллары будут продолжать исправно поступать, а выросшие доходы от экспортеров покроют потери бюджета в неконкурентоспособных отраслях. Население, пройдя испытание шоком-2008, само стремительно реконфигурирует свои трудовые отношения в пользу более «живых» предприятий. Кроме того, «захватчиками рынков» будут созданы новые рабочие места, а импортная продукция станет дешевле — автомобили, например.
Крупный частный бизнес сосредоточен преимущественно в сырьевом секторе, а значит, будет в выигрыше.
А малый и средний бизнес... Что ж, признаем тот факт, что малый и средний бизнес перестал быть статистически значимой величиной в современной экономической модели России. Но и тут ждем ренессанса в рекламном бизнесе (на зарубежных-то бюджетах), торговле подержанными авто и туризме.
Да, насчет заголовка... Сто пятьдесят третьим участником ВТО стала республика Кабо-Верде. Мы станем сто пятьдесят четвертыми, от этого нас отделяют только протесты руководства Грузии, у которого, видимо, не будет другого шанса заявить, что российские силы незаконно присутствуют на территории Абхазии и Южной Осетии. Но даже если Грузия так и не согласится на вступление России в ВТО, устав этой организации позволяет принять нового участника путем голосования и поддержки двух третей стран. Правда, только одна страна вступила в ВТО таким способом — Эквадор.
Алексей Минаков, заместитель генерального директора ЗАО «УК «СМ.арт»