>
>
Девушка с татуировкой дракона/ The Girl with the Dragon Tattoo

Девушка с татуировкой дракона/ The Girl with the Dragon Tattoo

10.01.2012
30

Режиссер — Дэвид Финчер
В ролях: Руни Мара, Дэниел Крейг, Кристофер Пламмер, Робин Райт, Стеллан Скарсгаард, Джоэли Ричардсон, Горан Визнич, Джулиан Сэндз
Продолжительность — 158 мин

Один из важнейших режиссеров современности и главный коммерческий бестселлер последних лет, превратившийся во всемирный литературный феномен — кто кого? От «Девушки с татуировкой дракона» в исполнении Дэвида Финчера возникает ощущение, что выигрывает в первую очередь первоисточник — ведь у него помимо доморощенной экранизации есть ещё и киноверсия авторства Финчера. Что именно выигрывает от этого альянса сам Финчер — ну, помимо репутации человека, готового задорого превратить в холёное кино любой мегабестселлер (чёрт знает, насколько ему нужной), понятно не очень.

В теории казалось, что встреча этого режиссера с этим материалом предопределена самой судьбой. Исполненный барочной мрачности сюжет о поиске серийного убийцы красиво отсылает к возвышенному макабру «Семи» и одновременно является зеркальным отражением «Зодиака» — там Финчер складывал захватывающий детектив из бесстрастных бюрократических бумажек, здесь же история полыхает горячечными открытиями одно лихорадочнее другого. Плюс для человека, известного своими несравненными достижениями на ниве эстетизации зла, «Девушка» представляет собой настоящий пир на весь мир.

За дизайнерским, по-икеевски ладным фасадом современной Швеции тут активно пузырится мразь всех мастей — мошенники и мерзавцы, воры и убийцы, насильники и чудовища. И противостоять этому напору нечисти приходится только невольной паре из либерально настроенного журналиста, ещё до титров практически съеденного жестоким миром большого бизнеса, и хакерши-интроверта со странностями в характере, которую мир жевал, жуёт и будет жевать с остервенением, зарезервированным для самых необычных особей.

Финчер включается в процесс с ожидаемой от режиссера его уровня энергией — врубает в начале не совсем обоснованно пижонские, но всё равно запредельно крутые титры, бьющие по энергетике вступление к «Бойцовскому клубу», браво держит ритм на протяжении почти трёх часов, нагнетает уверенной жути (не без помощи блестящего музыкального сопровождения Трента Резнора и Аттикуса Росса, по всем статьям превосходящего их работу для «Социальной сети» — жаль, «Оскаров» два года подряд вряд ли станут давать). В последнем он временами преуспевает даже слишком — пара сцен «Девушки» заставят нервно поерзать даже самых подготовленных зрителей, а в одной из них он даже как будто вступает в воображаемый диалог с недавней корейской кинокартиной «Я видел дьявола», практически единогласно признанной чемпионской в плане живописного живодёрства за последние годы.

Впрочем, не мрачностью единой, чего это я. Крейг, привыкший в промежутках между «Бондами» распыляться на всякую ерунду, давно не выглядел так уместно, а относительно начинающая девушка Мара под чутким руководством Финчера вгрызается в невероятно сложную и требовательную роль так, что практически выходит в стратосферу. И всё это было бы совсем замечательно, если бы Финчер периодически не выпускал сквозь пальцы правду о том, что всё происходящее ему, ну, немножечко скучно.

И как только он начинает проговариваться, «Девушка с татуировкой дракона» немедленно начинает опасно расползаться, словно многослойный пирог, при изготовлении которого хозяйка перемудрила (или недомудрила?) с кремом. Стильная мрачность внезапно оборачивается всамделишной неприятной злобой, сюжетные линии, которых хватило бы на три самостоятельных фильма, отказываются гармонично складываться в единое целое, последние двадцать минут принадлежат будто бы какому-то другому фильму. Это первый случай, когда записного перфекциониста Голливуда можно уличить в подобной небрежности — и ужасно хочется верить, что он будет последним. А то сейчас немедленный результат от «Девушки с татуировкой дракона» — внезапная потеря интереса к тому, что Дэвид Финчер может сделать дальше. А это ведь очень, очень неправильно.

Вердикт Кочерыжкина — Финчер немножечко на автопилоте — высокопрофессионально, красиво, местами грандиозно, но не очень интересно даже ему самому

Рекомендуем почитать