>
>
Белоснежка: месть гномов/ Mirror Mirror

Белоснежка: месть гномов/ Mirror Mirror

16.03.2012
23

Режиссер — Тарсем Сингх

В ролях: Лили Коллинс, Джулия Робертс, Арми Хэммер, Натан Лэйн
Продолжительность — 94 мин

Старые сказки на новый лад — любимая затея сказочников с фантазией. «Белоснежка: месть гномов» (Господи, если ты есть, сделай что-нибудь с этими людьми и их страстью к идиотским русским названиям, желательно не сильно больное, но очень обидное) — как раз такая старая, всем знакомая сказка; и рулил ею как раз сказочник с фантазией, индус Тарсем Сингх. Вот только насколько новый у него лад — вопрос довольно любопытный.

Сказка про Белоснежку в прошлом году возбудила даже слишком много умов из околокинематографического мира — помимо проекта Сингха нас ждёт ещё «Белоснежка и охотник», переосмысление истории в духе живописной спецэффектной мрачности, которое выйдет этим летом. (Ещё один проект, где Белоснежка попадала к семерым шаолиньским монахам, выстругивавшим из неё бесстрашную воительницу, к сожалению — или к счастью? — был, кажется, похоронен безвозвратно). Сингх со своей версией выходит к почтенной публике первым — и, в общем, в очередной раз доказывает, что пока все вокруг работают в основном по всем знакомым и понятным лекалам, он упорно продолжает заниматься ажурной резьбой по фильмам по собственной, тотально непредсказуемой программе.

Ещё по «Запределью» было понятно, что сказки для него — не пустой звук, а одна из важнейших форм культурной коммуникации, доступной человеку. Теперь становится видно, что он ещё и прекрасно разбирается в многообразии исторических форм сказок. Так, если в «Бессмертных» он экранизировал древнегреческие мифы в стилистике средневековой живописи, то здесь он сталкивает лбами две разных формы средневековых сказок и с интересом наблюдает, что получится.

Пока на повестке дня у большинства сказочников несколько гипертрофированная готичность (см. хоть последних «Гарри Поттеров», хоть свежую «Красную шапочку», хоть ту же грядущую «Белоснежку и охотника»), восходящая, кстати, всё к тем же братьям Гримм, Сингх показательно гарцует в ровно обратном направлении. В «Белоснежке» он вылепляет нарочито театральную, вызывающе легкомысленную сказку в духе средневековых ярмарочных представлений. Из этой же традиции он черпает и несколько вольное обращение с первоисточником (тогда многие представления разыгрывались без сценария, в импровизации на мотивы всем известных историй), и хулиганское обыгрывание во вроде бы невинной постановке злободневных политических реалий. Тут, например, фигурирует финансовый кризис в королевстве, доведённом до грани полной нищеты лично злой королевой (Робертс, с явным удовольствием играющей сказочную стерву), ну, и любители теорий заговора в целом смогут откопать в этой «Белоснежке» немало нечаянных (а как иначе?) смешных параллелей с Россией образца 2012 года.

Играться с тематическими подтекстами Сингху вообще в явное удовольствие — в «Белоснежке» при желании можно разглядеть хоть политический памфлет, хоть феминистский манифест (в центре истории, по сути, схватка двух девушек, старшей и младшей). Хотя сама по себе сказка — смешная, немного наивная, разыгранная в неестественно пышных интерьерах и среди нарочито искусственных заснеженных берёзок ему явно милее всего на свете. И вот это вот чистосердечное восхищение делает «Белоснежку: месть гномов» честным и приятным сюрпризом.

Вердикт Кочерыжкина — смелая и абсолютно несовременная версия сказки про Белоснежку

Рекомендуем почитать