Вообще, атмосфера на Канском видеофестивале, надо сказать, была довольно творческая. Конкурсанты фестиваля, например, собрались и на ровном месте сняли коротенькое кино под названием «Там что-то есть» — замечательную остроумную фантасмагорию про канские леса (или вроде того). Я сам, возвращаясь в Канск из Красноярска по ночной трассе, к великому собственному изумлению, написал стихотворение, посвященное всем носительницам имени «Саша», а потом — уже в Канске — поучаствовал в придумывании воображаемой песни раннего Гребенщикова с припевом «Ласкай своего хомяка» (не спрашивайте).
Фестиваль уже четыре года функционирует в режиме не только показов кино, но и работы в городском пространстве. В этом году тут был интересный момент — впервые в эту историю включился человек из Канска. Причем самостоятельно — буквально пришел к фестивальщикам и сказал «А давайте я сделаю». Пару недель он вместе с приглашенным сварщиком громыхал железками на заднем дворе канского отделения «Кинографа», где проходили съемки видеокампуса, и в результате теперь неподалеку от канской триумфальной арки возвышается прекрасная металлическая скульптура с гордым названием «Кукла вуду — месть капиталу». Это такая двух-с-небольшим метровая конструкция в виде стилизованных небоскребов, которые пронзают три булавки — что, по задумке автора, отражает отношение большинства простых жителей мира к зажравшемуся миру капитализма. Звучит несколько безумно, знаю, но на деле выглядит довольно здорово.
Канск некоторым образом поучаствовал в судьбе и ещё одного фестивального паблик-арт проекта. На здании всё того же «Кинографа», прямо на стенах должны были разместить работы украинского художника Анатолия Белова под общим названием «Беспредельная надежда и энтузиазм». Но уже на второй день фестиваля, когда Толик со своими друзьями с Украины возвращался поздно ночью с показа (кстати, фильма «Жить») пешком в гостиницу, к ним навстречу вышла пообщаться канская шпана. Закончилась эта встреча сломанным толиным носом, поездками по полициям и травмпунктам, в общем, чересчур уж близким знакомством с городом Канском с не самой приятной его стороны. Как настоящий художник, Толя творчески осмыслил происходящее и внёс корректировки в свой ещё на тот момент не представленный публике уличный проект — написал обращение к городу Канску, которое объединил со своими уже готовыми работами. Вернее, даже не обращение, а такую преамбулу к коллекции собственных работ, в которой фигурировал Канск и факт нападения на беззащитного иностранца. В целом преамбула получилась очень позитивной, несмотря на — но городские власти, утверждавшие размещение на их домах всяких картинок, всё же попросили именно эту вещь не вешать. Толик не растерялся и зачитал этот текст вслух на открытии своего проекта — в субботу, под проливным дождём. Получилось неожиданно пронзительно.
Ещё в этом году в канском аэропорту продолжили свою работу французские художники под предводительством архитектора Ксавье Жюйо. В прошлый раз они сделали из здания аэропорта птицу Феникс, в этом — накрыли его деревянной волной; внутри и снаружи здания были выстроены огромные конструкции из досок, как бы символизировавшие волну из дерева, которая пробивает здание. Они также повторили трюк, который мне так понравился в прошлом году — с крыши аэропорта до полуразрушенной башни в полутора сотнях метров от него натянули во много рядов полиэстеровой упаковочной ленты (я знаю, как эта фигня называется только потому, что помогал французам её покупать в Красноярске), такой пластиковой ленты шириной 18 мм (это я знаю тоже, потому что см. выше), которая при колебании ветром издаёт совершенно волшебный шелестящий звук. Под этими лентами лично я мог стоять бесконечно. Такого же эффекта команде Жюйо удалось добиться на взлетной полосе, где они повесили на одинокий столб ветряной носок — он тоже был сделан из какого-то замечательного полиэтилена, который так прекрасно шелестел, что стоять под этим столбом и глядеть на заходящее солнце можно было бы примерно всю жизнь.
Ну, что ж — осталось рассказать только про церемонию закрытия и результаты конкурса, и наш разговор об