Режиссер — Эндрю Доминик
В ролях: Брэд Питт, Скут МакНейри, Бен Мендельсон, Ричард Дженкис, Джеймс Гандольфини, Рэй Лиотта, Сэм Шепард
Продолжительность — 97 мин
От «Ограбления казино», в общем, довольно просто прийти в ярость — в нём действительно показывают не совсем то, что имело резон ожидать от предположительно стильного криминального триллера с Питтом и Гандольфини в главных ролях. Вернее, то, но под довольно неожиданным углом — и в этом угле и заключается настоящее величие этого фильма.
«Ограбление» снято по книжке «Дело Когана», крепкому криминальному роману родом из 70-х, выполненному в предельно традиционалистском ключе — там настоящие крутые парни в блестящих кожаных куртках решали проблемы и жили согласно суровому мужскому кодексу бандитской чести. Новозеландец Доминик, принимая такую подачу, внезапно решает сыграть в совсем другую игру. Человек, до этого снявший два фильма о реально существовавших преступниках, боевой дебютный «Чоппер» и роскошный элегический вестерн «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса», Доминик явно сильно интересуется самим мифом о преступнике как о благородном разбойнике — мифом, от которого он в «Ограблении казино» не оставляет камня на камне.
Вся возможная поэтика криминального жанра здесь жестко выставлена за скобки — в «Ограблении», в сущности, рассказывается история о том, как два дебила грабанули ловкача, за что их самих порешили бандиты и убийцы рангом повыше. При этом, вычищая романтику из самих событий фильма (здесь один раз бьют по роже, трижды стреляют в людей, а всё остальное время бесконечно болтают), Доминик на полную врубает большой визуальный стиль — это резкое, мощное, снятое будто на ошеломленном вдохе кино с неуловимо царапающим ритмом; в нём каждую секунду ощущаешь какой-то подспудный диссонанс, какую-то осознанно неправильную ноту, которая не даёт выстроить с фильмом понятные отношения.
Только тебе кажется, что ты понял природу происходящего, как Доминик начинает путать следы — то включит вдруг нервный эмбиент, то вмажет внезапно шокирующим насилием, то запустит вдруг на пару минут адской красоты рапиды в духе «Зак Снайдер, съешь своё сердце». И вся эта яростная красота пущена на историю о мелких, пронырливых, склочных, безразличных людишках, жаждущих лишь урвать свой кусок добычи, причем желательно из рук ближнего. И, подклеивая к мытарствам мелкого криминального элемента радио и телепередачи о реакции Америки на финансовый кризис 2008 года (сцена титульного ограбления, образцовый пример почти невыносимого саспенса, дана под объявление о выдаче оказавшимся на грани банкротства банкам государственной помощи), Доминик выходит на грандиозных размеров обобщение. Весь большой, в том числе и политический бизнес, по сути — такая же мелкая и бесчеловечная грызня, просто происходящая в более внушительных масштабах. То есть, «Ограбление казино» — это такой яростный фильм-плакат, штука, отчасти похожая на тот самый обрез, каким оперируют в этом фильме два идиота, запускающие эту цепочку смертей. Короткая, мощная и бьющая наповал.
Вердикт Кочерыжкина — мощнейщая вещь — виртуозный антикриминальный антитриллер, оказывающийся злющим антикапиталистическим высказыванием