Осилил один из самых крупных кусков «Бондианы» — фильмы с Роджером Муром, все семь штук. Что сказать — было интересно.
Если говорить в целом, было кое-что общее для всех его фильмов, что сразу бросилось в глаза — и чего потом почти не было в других «Бондах». Здесь очень важную роль играет такой старосветский шик — Бонд регулярно ездит то на скачки, то на фазанью охоту, много шляется по роскошным аристократическим усадьбам, встречается с принцами и принцессами и т.п. В злодеях тут тоже сплошь аристократы мультимиллиардеры с тайными логовами и мегаломанскими планами. Ну, и муровский Бонд — дикий шовинист и сволочь; к женщинам относится абсолютно потребительски, целоваться лезет уже после второй реплики в полной уверенности в том, что только на это девушка и годится. При случае не гнушается и дать девушке по сусалам, ежели необходимость назрела. В общем, тот ещё тип.
Вид на убийство
Заходим, как всегда, с конца — последний фильм с Муром. Такой не то чтобы сильно выдающийся — нормальный, но ничего особенного. Злодея играет адски красивый Кристофер Уокен, у него в подручных в роли злой черной женщины — диско-дива Грейс Джонс (вот её героиню, например, Бонд укладывает в постель вообще непостижимым образом; реально непонятно, с чего она с ним идёт). Заглавная песня Duran Duran ещё ничего.
Осьминожка
Один из самых упоительных «Бондов» в плане невероятных подробностей сюжета. Действие начинается с того, что за клоуном по лесу охотятся два брата тире цыгана тире метатели ножей; дальше ещё фигурирует остров, населенный только женщинами, на который Бонд приплывает внутри фальшивого пластмассового крокодила. Ещё есть мини-самолётик, вылетающий из маскировочной лошадиной задницы, и эпизодический злодей с метательной ручной пилой. А, ещё есть зал заседаний Политбюро с потрясающим крутящимся полом. За Бондом в какой-то момент устраивают охоту на слонах, а в финале Бонду тоже приходится переодеваться клоуном и лезть в цирковую пушку, чтобы обезвредить бомбу. Самое смешное, что при таком количестве диких подробностей снято довольно степенно, без всякой суеты. Ещё приятно, что в разгар Холодной войны «Бонд», по сути, играет на антивоенном поле — хотя злодеем тут коварный генерал КГБ, советское правительство его действий и методов не одобряет, так что для помощи в поимке плохого генерала КГБ Советы присылают хорошего генерала.
Только для ваших глаз
Самый элегантно-сдержанный «Бонд» с Муром — оно и понятно, после безумия «Лунного гонщика». Но вот странный эффект — помню, что фильм в целом понравился больше других, но вот каких-то деталей о нём практически не помню; кроме того, что там был прекрасный подводный «Лотус» и замечательная лесная погоня на лыжах, в рамках которой за Бондом гонялся злодейский восточногерманский атлет. А, ещё была прекрасная американка-племянница, которую тренировали на фигуристку, а она больше склонялась к тому, чтобы прыгать в постель к мужественному британскому спецагенту. Кстати, редкий случай для фильмов с Муром — Бонд в этом конкретном случае проявляет похвальную сдержанность. По традиции Бондов, отличная кульминация — на этот раз под водой, без текста, очень длинная и очень классная.
Шпион, который меня любил
(«Лунного гонщика» пропустим, ибо про него уже был обстоятельный разговор). Бонд в связке с советской разведчицей ищет пропавшие подлодки, разведчицу играет жена Ринго Старра. Очень неторопливый и очень меланхоличный фильм — минимум две ключевые сцены (обе с участием полюбившегося публике злодея Челюсти, гиганта с металлическими зубами) происходят практически полностью без слов. Смешно ещё, что два фильма подряд, в «Шпионе» и потом в «Гонщике», злодей хочет уничтожить человечество целиком, и потом продолжить существование человеческого рода из своих отобранных заранее особей. Ещё тут есть прекрасная сцена драки в купе поезда — что-то вроде фирменного знака «бондианы», потому что один только Мур дерётся с кем-нибудь в купе минимум трижды. Ещё есть феноменальный прыжок на лыжах со скалы, снятый одним длинным планом — реально фантастический трюк, смотришь с открытым ртом.
Человек с золотым пистолетом
Второй фильм с Муром — в нём он, кстати, самая сволочь, заламывает руки женщине и выбрасывает из лодки ребёнка в реку. Тут занятная завязка и занятный злодей — неуловимый суперкиллер с пристрастием к золоту, играет его Кристофер Ли. Есть отличная автомобильная погоня по Бангкоку и ещё одна фирменная фишка Бонда — гонка на катере по речкам (сколько раз он это делал за «бондиану» — и не сосчитать). У фильма отличная, слегка галлюциногенная кульминация в духе не то Хичкока, не то Орсона Уэллса, ну, и места невероятно красивые. И ещё момент — там МИ-6 в какой-то момент использует для прикрытия затонувший у берегов Гонконга английский лайнер, и все сцены внутри него совершенно сумасшедшие.
Живи и дай умереть
Первый выход Мура — он тут ещё совсем молодой и невероятно красивый. Очень смешно устроен сюжет — тут бывшая империя как бы насмехается над бывшими колониями; чёрные наркоторговцы (все как один говорят друг другу «brother», а белым «honkey») чего-то там шурудят в Америке и на островах Карибского моря, но тут приезжает старосветский джентльмен в белоснежном костюме и доходчиво объясняет всем, почем в хлебе дырочки. Причем воспитательный момент распространяется не только в наркоторговцев — в какой-то момент, когда Бонд гоняет с черными бандитами по рекам и заливам Луизианы, к делу подключаются абсолютно комические реднеки-полицейские (сцена с ними и гонками на моторках по заливам занимает чуть ли не четверть фильма; старый балбес-шериф так всем понравился, что его потом подсадили к Бонду на пассажирское сиденье и в «Человеке с золотым пистолетом»). Да, Бонда ещё в какой-то момент пытаются скормить крокодилам — не слишком, понятное дело, успешно. Ещё смешной последний кадр — кажется, именно им вдохновлялся режиссер Уолтер Штерн, когда делал двадцать лет спустя клип на песню The Prodigy «Voodoo People».
Ну, что ж — пройдено уже значительно больше, чем осталось. Шон Коннери, мы идём.
Сергей Мезенов