Режиссер – Том Хупер
В ролях: Хью Джекман, Рассел Кроу, Энн Хэтэуэй, Аманда Сейфрид, Саша Барон Коэн, Хелена Бонэм Картер, Эдди Рэдмейн
Продолжительность – 157 мин
Есть знаменитый роман Виктора Гюго – а есть мюзикл по его мотивам, сочиненный двумя французскими деятелями в 1985 году, который за эти неполные 30 лет перевели на 21 язык и посмотрели более 60 миллионов человек. «Отверженные» Тома Хупера – экранизация именно мюзикла, со всеми вытекающими; поют за эти два с половиной часа куда чаще, чем разговаривают.
Гюго – мягко говоря, не самый тонкий из писателей; равных ему по накручиванию невероятных мелодраматических подробностей, в последний момент сложносочиненным образом лишающих его собственных героев возможности спокойствия и счастья, среди мировых литературных классиков не так уж много. Впрочем, в литературной форме ему есть, чем это компенсировать – продолжительными познавательными экскурсами в детали устройства быта начала XIX века, периодическими вкраплениями неожиданного юмора, прекрасным литературным языком, наконец.
Жанр мюзикла же – не совсем то место, где подобные нюансы могут быть ко двору. Здесь, наоборот, каждая эмоция должна быть доведена до предельно доходчивого абсолюта и воплощена в звонкую, бьющую прямо в самое сердце песню. Так что нетрудно представить, что именно получается в «Отверженных» Тома Хупера – яростная, отчаянная мелодрама, умноженная на четыре и поданная под бесконечное оркестровое крещендо музыкального сопровождения.
Главное новаторство Хупера, на которое он пошёл в «Отверженных» - заставил всех артистов петь прямо вживую на съемочной площадке (обычно даже если киноартисты и пели сами, как в какой-нибудь «Мама мия!», то на съемках они скорее открывали рот под заранее записанную фонограмму, примерно как на съемках видеоклипов). Да, благодаря такому подходу мы узнаем, что Кроу и Джекман неплохо поют; впрочем, с тем же успехом можно было вспомнить, что первый уже много лет числится фронтмэном в собственном фолк-роковом проекте, а второго режиссер Брайан Сингер (подаривший Хью билет в первый голливудский эшелон ролью в «Людях Икс») изначально разглядел в каком-то английском мюзикле.
Понятно, что для всех участников мероприятия (наравне со звёздами в «Отверженных» выступают и артисты бродвейской постановки) это был невероятно смелый шаг – но нельзя сказать, что Хупер всегда реагирует на эту смелость достойным образом. Когда актёр четыре минуты пытается на пике эмоций исполнить особенно душераздирающий номер, держать все эти четыре минуты крупным планом лицо исполнителя – не самая лучшая идея (см. знаменитый уже номер Хэтэуэй с ключевой песней «I Dreamed a Dream»).
Впрочем, не в крупных планах и не певческих талантах исполнителей дело – проблема скорее в том, что, впрягаясь в экранизацию эпического мюзикла навзрыд, Хупер прилежно следует либретто и не торопится превращать своих «Отверженных» в нечто большее, чем размашистый телеспектакль со звездами. Самостоятельное кинематографическое переживание из «Отверженных» не складывается – живописуя романтические и революционные парижские страсти, воплощенные в одинаково надрывных песнях (после просмотра в голове оседают мелодии лишь той самой «I Dreamed a Dream» да ещё пары песен – из, отметим, почти тридцати), Хупер работает не интерпретатором, а иллюстратором.
Здесь не найти ни одного неожиданного режиссерского решения – зато есть масса предсказуемых и банальных. Местами Хуперу будто бы мало того, что все переживания героев и так проговорены до буквы в песнях, и он докладывает доходчивости – уж если Джекман поёт песню о духовных метаниях, то пусть в это время физически мечется по коридорчику взад-вперёд, уж если герои пробираются через канализацию, то пусть они будут покрыты нечистотами с ног до головы. При этом эпический размах, который вроде бы добавляет спектаклю с песнями формат кинофильма, на поверку оказывается читерством – примерно половина панорам, охватываемых летучей камерой Хупера, на деле нарисованы.
Временами в формально размашистом, но при этом странно-безвоздушном в своём мирке доведенных до самого накала песенных переживаний фильме случаются всплески настоящей энергии – с первым появлением Гавроша, например, или во всей истории Мариуса и Эпонины, которая странным образом в разы энергичнее предполагаемого небесного чувства с первого взгляда между Мариусом и Козеттой. В эти болезненно короткие моменты можно увидеть тех «Отверженных», которые у нас могли бы быть, будь Хупер посмелее в обращении с театральным первоисточником. Тем «Отверженным» было бы не жалко выписать 8 номинаций на «Оскар». Этим – жалко.
Вердикт – эпический мюзикл по Виктору Гюго, два с половиной часа бесконечно-отчаянной мелодрамы под бесконечное пение хороших артистов
Сергей Мезенов