Говорят, что если научиться танцевать сальсу или хастл, можно в любой стране быстро и без знания языка завести друзей — достаточно прийти на вечеринку в какой-нибудь танцевальный клуб. Впрочем, зачем далеко ходить? Многим красноярцам язык танцев помогает и у себя на родине заводить новые знакомства, находить друзей и даже свои вторые половинки.
В Красноярске на сегодня около сотни танцевальных школ, студий и клубов. Такое обилие объясняется широким спектром направлений, которые они представляют — в городе практически нет универсальных школ танца, все в основном специализируются на двух-трех, а то и вовсе на одном виде. Преподают у нас сейчас буквально все — от традиционных бальных и спортивных танцев до сравнительно новых — стрип-пластики и pole dance — танца на шесте. Наиболее популярные и востребованные у красноярцев направления руководители танцевальных школ определить затруднились — у каждого танца есть своя аудитория поклонников в зависимости от возраста и пола.
Танцы как способ устроить личную жизнь
Учиться танцевать все больше входит в моду у красноярцев. Это отмечают преподаватели — очереди к ним пока не выстраиваются, но и недостатка в учениках нет. Напротив, поток постоянно прирастает. Виной этому, в первую очередь, повальное увлечение красноярцев здоровым образом жизни — многие рассматривают танцы как альтернативу тому же фитнесу, возможность сбросить лишние кило и поддерживать тело в тонусе.
— Тренировки в спортзале многих утомляют, прежде всего, своей монотонностью. Танцевальные занятия проходят более разнообразно, в игровой и эстетической форме. В то же время по физической нагрузке они вполне сопоставимы с занятиями спортом, — поясняет руководитель одной из красноярских школ.
Большая масса из тех, кто приходит учиться танцам в зрелом возрасте, занимались ими в детстве и сохранили нереализованный творческий потенциал. — Например, к нам приходят, как правило, женщины среднего возраста, у которых в юности был опыт танцевальных занятий. Стать профессионалами у них не вышло, но желание танцевать сохранилось. Мы даже проводим несколько раз в год небольшие концерты, на которые собираются в основном друзья и семьи наших учениц. Такие мероприятия позволяют женщинам проявить себя с творческой стороны, чего им не хватает в повседневной жизни, — говорит руководитель танцевальной студии «Данс-холл» Ирина Ереметова.
Помимо этого, школы танца — своего рода клубы по интересам и центры досуга. Многие, кроме собственно учебы, организуют для своих подопечных вечеринки, дискотеки и прочие развлекательные мероприятия. Поэтому люди идут в школы не только научиться танцевать, но и просто пообщаться, найти друзей, а то и свою вторую половинку — очень частое явление для танцевальных школ. Более того, как утверждают руководители школ, 70-80% людей идут заниматься танцами именно с целью романтического знакомства. — В обычной жизни многим людям сложно познакомиться с представителями противоположного пола. Занятия танцами облегчают эту задачу, поскольку знакомства и общения тут не избежать. За историю нашего клуба у нас уже было несколько свадеб, — рассказывает менеджер сальса-клуба «Arriba!» Мария Коломейцева.
Наконец, как ни удивительно, среди клиентов танцевальных школ Красноярска есть люди, которые даже в среднем возрасте стремятся стать профессиональными танцорами. — У нас занимаются ученики не моложе 18 лет, а в основной массе еще старше — зрелые, состоявшиеся в каких-то профессиях люди. Как правило, изначально все они приходят просто научиться пластично и красиво двигаться и т.п. Однако у некоторых потом развивается вкус к танцу и потребность добиться большего — стать профессионалом, выступать на публике, участвовать в соревнованиях. В принципе, ничего нереального в этом нет — была бы цель и упорство в ее достижении, — утверждает художественный руководитель хастл-клуба «Движение» Вячеслав Потапов.
На десять девчонок девять ребят
Миф о том, что танцы — не мужское занятие, пора бы уже развенчать, говорят преподаватели. Конечно, женщин в танцевальных школах всегда было и, наверное, будет больше, чем мужчин, но нужно учитывать ряд моментов. Во-первых, существуют сугубо женские направления, в которых мужчин представить очень сложно. Это, например, танец живота и вообще восточные танцы, различные эротические танцы, танцы на шесте. Мужчины вряд ли когда-нибудь массово будут заниматься подобными вещами. Этим и объясняется, что в среднем процент женщин в танцевальных школах существенно выше, чем мужчин.
Зато, с другой стороны, есть типично мужские танцы, отмечают руководители школ. Тот же хип-хоп или брейк-данс требуют такой физической подготовки, которой может похвастать далеко не каждый представитель сильного пола, не говоря о хрупких девушках. Поэтому в этих направлениях преобладают именно парни.
В любом случае, говорят преподаватели, интерес красноярских мужчин к танцам в последние годы увеличился. Это особенно заметно в тех школах и студиях, где преподают так называемые социальные, а, проще говоря, парные танцы — например, сальсу, хастл, танго.
Еще несколько лет назад школы приглашали мужчин заниматься даже бесплатно, пытаясь хоть так обеспечить своих учениц партнерами. Сейчас такого нет, красноярские мужчины сами потянулись на занятия и готовы платить за них. — То, что мужчины не хотят заниматься танцами — не более чем стереотип. В последние два года я бы отметил даже обратную тенденцию — бывает, что девушек заниматься приходит меньше, чем мужчин. И я в этом не вижу ничего противоестественного. В парном танце проявляется характер мужчины — он управляет партнершей, доминирует. То есть реализует то, что свойственно мужчинам и в обычной жизни. Так что интерес сильного пола к парным танцам вполне закономерен, — говорит Потапов.
Мария Коломейцева заметила, что в их клубе дефицит мужчин ощущается, но не критичен. — Мы пытаемся компенсировать недостаток партнеров. Например, приглашаем мужчин из одних групп на занятия в другие. Стараемся мотивировать женщин на то, чтобы они искали себе партнеров и приводили в клуб — тем, кто приходит парами, делаем скидку 10% на абонемент. В принципе, то, что в танцевальных школах не хватает мужчин, нормально. У нас ведь и во многих других видах деятельности, профессиях наблюдается дефицит сильного пола. А в Европе, например, наоборот — в танцевальных школах недостаток женщин, — рассказывает Коломейцева.
Профессионалов не хватает
Стоимость месячного абонемента (8 занятий по 1,5 часа) в красноярских танцевальных школах составляет в среднем 1,5-2 тыс. руб. Как признаются руководители школ, больших барышей их бизнес не приносит. Именно поэтому в числе преподавателей частных школ танца в нашем городе сравнительно немного профессиональных танцоров.
— Профессионалы предпочитают работать во Дворцах культуры, руководить либо танцевать в профессиональных творческих коллективах. Доходы частных студий и школ не настолько велики, чтобы могли заинтересовать их. Поэтому преподают здесь в основном начинающие профессиональные танцоры, либо вовсе не имеющие специального образования. Большинство школ держатся за счет своих руководителей, которые, как правило, сами и ведут занятия. Содержать нескольких преподавателей не позволяют доходы, — признается Ирина Ереметова.
Часто бывает так, что занятия с продвинутыми учениками в школах ведут руководители — профессиональные танцоры, а с новичками занимаются как раз ученики.
— Одна из причин большого количества танцевальных школ в Красноярске как раз в том, что в этот бизнес приходит много непрофессиональных преподавателей — люди полагают, что здесь можно серьезно заработать, — заметила руководитель одной из танцевальных студий.
Алексей Хитров, интернет-газета Newslab.ru