Как известно, плодовитый прозаик Борис Акунин засучил рукава и от души ухватился за российскую историю, намереваясь поднять её над головой аки гранитную плиту, дабы продемонстрировать всем окружающим, корней не ведающим и познавательных книг не читающим, а заодно и самому полюбоваться. «Хочу понять, как образовалось наше государство, как оно развивалось и почему стало таким, каким сегодня является», — написал автор «фандорианы» в своем мартовском блоге, попутно отрекся от дальнейшего изготовления детективов и пообещал, что его исторические разыскания будут подаваться объективно и вне любой идеологии. Кроме того, каждый из томов неокарамзинского труда автор сопроводит неким беллетризированным приложением, переносящим сухую фактологию на красочное художественное полотно. Вот о первом таком приложении, сопровождающем том «История российского государства. От истоков до монгольского нашествия» мы и поговорим.
Задуманный Акуниным проект с точки зрения структуры — вещь интереснейшая, да и в целом, дело это важное и нужное; вообще, от большого количества исторических учебников вреда никакого не будет, поскольку в этой науке отличить теорию флогистона от кислородной непросто даже специалистам. Возникает, правда, несколько пикантных вопросов: например, не размозжит ли отважного писателя упомянутая плита? не обернется ли она внезапно тюремной решеткой за фальсификацию какой-нибудь из разновидностей правды? не спровоцирует ли, условно, норманистов и антинорманистов на кровавое столкновение, пусть и в интернете? Ко второй же составляющей тандема вопрос только один: сколь сильно изложенное будет напоминать историческую фантастику?
Оказывается, будет напоминать чуть менее чем полностью, и даже колдуны тут водятся в преизобилии (хоть и липовые). В сборник «Огненный перст» входят три произведения: это собственно титульная повесть, «Плевок дьявола» и «Князь Клюква», действие которых происходит в промежуток с IX по XIII век; основание Киева, Ярослав Мудрый, половецкие набеги на русские княжества. Славянская история по количеству сложносплетенных интриг, коварных убийств и повсеместного лицемерия даст сто очков вперед всякой «Игры престолов», поэтому неудивительно, что Акунин здесь веселится от души. Главный герой первой повести, например — это резидент византийской дальней разведки, занимающейся надзором за другими народами, могущими как-то навредить землям под властью Константинополя. Он обучен тайнописи, китайским единоборствам, фармакологии, картографии, знает с десяток варварских языков; работает на тавроскифском направлении, периодически внедряясь в окружение местных князьков и мешая им объединить славянские земли в более-менее внятное государство.
Детективный сюжет «Огненного перста» (две другие повести в этом отношении куда более невзрачны) Акунин сплетает мастерски: герой отправляется ко двору князя Кыя (Олег у него позже тоже превратится в Хельги, как и прочие варяги), чтобы извести шибко умного и деятельного правителя, пока не поздно; втирается к тому в доверие, но неожиданно оказывается разоблачен и перевербован. В результате его снаряжают в далекие северные края, разузнать о забредших в окрестности Ильмень-озера воинственных русах — кровожадных монструозных дикарях под водительством Рорика. В повествование присутствуют сексапильная чернокожая соблазнительница, дрессированный барс, зомбированные рабы-автоматоны, эффектные схватки, бурный секс, вещие сны и божественные знаки: в общем, это готовый сценарий для фильма (который, впрочем, все равно не пропустят из-за его вероятной непатриотичности).
Отделить художественный вымысел от смутной правды в силу экзотичности описываемых событий здесь фактически невозможно; происходящему скорее НЕ веришь, несмотря на то, что насыщенный архаичными словечками текст отдает нарочитой, слегка аляповатой иллюстративностью. Виной тому, конечно, может быть как раз вменяемое Акуниным в вину современникам незнание мелочей древней истории, прежде всего, своей (знали вы, что у славян ругательства крепче «осерчай на них Перун» не было?). В этом смысле книга, конечно, привлечет к этой самой истории определенное внимание — наверняка подростки будут читать «Огненный перст» запоем, так же, как и «Азазель», и акройдовского «Короля Артура», и мартиновскую «Бурю мечей», и какого-нибудь Лукьяненко, если тому вздумается отправить Антона Городецкого на Сенатскую площадь искать вампиров в рядах декабристов. История — предмет деликатный, и бурные её проявления в глаза обывателя чересчур уж смахивают на писательские выдумки, коих и так предостаточно — и если сборник замышлялся ради уже упомянутых мелочей, а не ради сюжета, то это явно игра не на своем поле.
АСТ, 2013, 384 стр. Тираж — 80 000 экз.
Евгений Мельников
«Аристономия», Борис Акунин, Григорий Чхартишвили
«Эраст Фандорин», РАМТ, гастроли
Шпион"Смерть на брудершафт. Батальон ангелов. Фильма девятая-десятая«, Борис Акунин
«Весь мир театр», Борис Акунин
Смерть на брудершафт, Борис Акунин
«Алмазная Колесница», Борис Акунин В 2-х частях
Сокол и ласточка, Борис Акунин