Главная
>
Статьи
>
«Эраст Фандорин», РАМТ, гастроли

«Эраст Фандорин», РАМТ, гастроли

15.06.2012
16

В далеком 2002 году, когда неплохой писатель-беллетрист грузинского происхождения Григорий Чхартишвили (он же Борис Акунин) был более известен именно как литератор, а не как общественный деятель, его бестселлер «Азазель» впервые переложили на кинематографический и театральный языки. Занимались этим, разумеется, совершенно разные люди, но при деятельном участии самого автора. Результат телевизионный оказался неудачным, театральный же удался ровно настолько, чтобы прочно войти в репертуар, не будучи разгромленным столичной критикой. Именно с этого спектакля начались красноярские гастроли Российского академического молодежного театра (он же РАМТ, он же «театр аншлагов», как указано в рекламно-справочной брошюре), который Фонд Михаила Прохорова пригласил в качестве хэдлайнера нынешних «Норильских сезонов».

«Эраст Фандорин», как и подобает качественной авантюрной истории, берет зрителя натиском, почти что юношеским пылом, помноженным на общую увлекательную нелепицу происходящего. Спектакль начинается с выстрела самоубийцы, а заканчивается взрывом бомбы; в промежутках между этими событиями проходит три с половиной часа, на протяжении которых случается всякое: погони, перестрелки, слежка, романтические признания, даже огромный инфернальный поезд в финале первого действия, неотвратимо наползающий на партер. Скромный письмоводитель сыскного управления Фандорин грудь в грудь схватывается с таинственной международной организацией «Азазель», составленной из бывших воспитанников учреждения под названием «эстернат» - жутко талантливых сироток, вознамерившихся изменить мир. Параллельная реальность дореволюционных Москвы, Лондона и Санкт-Петербурга на глазах зрителей выстраивается руками жандармов или гостиничной прислуги из множества окон, дверей, столов и стульев; все это щедро присыпано бакенбардами, эполетами, сюртуками и такими новинками прогресса как печатная машинка или телефонный аппарат. Красиво, шумно … и немного скучно.

Сюжет и персонажи акунинского романа воссозданы практически полностью (отсюда и общий хронометраж действа), в результате чего холстина литературного первоисточника, растянутая по драматическому каркасу, просвечивает литературными реминисценциями – Достоевский, Толстой, Карамзин, Дюма и еще раз Дюма: все это только кирпичики для создания конструкции, цель которой исключительно увеселение зрителя; пищи для ума или сердца ждать бессмысленно. Кажется, что если встать и сходить на условную кухню за условной чашечкой кофе, обязательно пропустишь что-то интересное, но точно - ничего значимого.

Общая сериальная атмосфера нагнетается благодаря эмоциональной простоте и, порой, ненатуральности действующих лиц – роковая соблазнительница Амалия Бежецкая (Наталья Чернявская) обаятельна исключительно «по умолчанию», хладнокровный Бриллинг (Евгений Редько) то и дело срывает истеричные нотки, умница Фандорин (Петр Красилов) откровенно глуп среди россыпи окружающих его намеков и подсказок. Вообще, для Красилова роль Фандорина некогда стала первой главной ролью на театральных подмостках (было это до славы Малиновского из народного сериала «Не родись красивой») – играет он до сих пор увлеченно, и вместе с тем с очевидным чувством актерского «потолка»: в типаже удачливого сыщика не отыщешь темных уголков, он прост как типичный романтический герой, каким, в сущности, и является.

Есть в механизме спектакля интересные детали – это и насыщенное музыкальное оформление, не всегда оригинальное, но всегда уместное, и неоднозначные танцевальные сцены – как бы визуальная раскладка душевных переживаний персонажей. Множество этюдов выстроены вокруг мотива бега на месте – в эти моменты со сцены исчезают все декорации, и посреди паркетной степи видно отчаянно спешащих куда-то героев во главе с Фандориным: это умножает и динамику детектива, и эстетику собственно драмы. Но достаточно ли этого для того, чтобы сериал перестал быть сериалом?

Критик Марина Давыдова когда-то назвала этот спектакль товаром, который в любом случае будет продаваться хорошо. Понимая под денежными единицами время, можно назвать «Фандорина» годной покупкой; впрочем, я в таких случаях обычно приобретаю книгу.

Евгений Мельников,
фото с сайта РАМТ

«Алмазная Колесница», Борис Акунин

«Турецкий гамбит»

Детская книга, Борис Акунин

«Статский советник»

Кладбищенские истории, Б. Акунин, Г. Чхартишвили

Чайка, Борис Акунин

Смерть на брудершафт, Борис Акунин

Смерть на брудершафт: фильма третья и четвертая, Борис Акунин

Сокол и ласточка, Борис Акунин

«Весь мир театр», Борис Акунин

Шпион

Рекомендуем почитать