Главная
>
Статьи
>
Чемпионы

Чемпионы

22.01.2014
29

Режиссёры — Дмитрий Дюжев, Артём Аксененко, Алексей Вакулов, Эмиль Никогосян

В ролях: Светлана Ходченкова, Ольга Тумайкина, Игорь Верник, Алексей Чадов, Константин Крюков, Татьяна Арнтгольц, Марк Богатырев, Андрей Смоляков, Таисия Вилкова, Максим Виторган

Продолжительность — 110 мин.

Признаюсь, я поначалу грешным делом думал, что в фильме «Чемпионы» вымышленные герои будут одерживать победы на воображаемой Олимпиаде в Сочи за пару недель до её реального начала. Ничего подобного, к счастью, тут не происходит, и за это фильму «Чемпионы» большое спасибо — больше, правда, благодарить совсем не за что.

В «Чемпионах» (предпремьерный показ которых состоялся намедни в «Эпицентре») новейшее российское кино пробует работать по проверенным лекалам собственных недавних успехов. Возьмём «Ёлки» или «Мамы» (несколько коротких историй, связанных между собой не столько напрямую, сколько тематически), добавим «Легенды № 17» (реальную историю реальных побед реальных русских спортсменов), тщательно перемешаем, запузырим в кино к Олимпиаде, в дамках. Спорт — штука захватывающая, а закулисная драма преодоления себя и невероятных препятствий ради победы, к тому же и имевшей место быть в реальности, захватывает и того сильней. В финале наступает многоступенчатое торжество российского спорта, все плачут, всем хорошо.

Понятно, что всё это можно пробурчать в адрес «Чемпионов» и с закрытыми глазами — но штука в том, что и просмотр фильма не особо настраивает на иные реакции. Оглядываясь на «Легенду № 17», авторы «Чемпионов» тащат в свой фильм абсолютно все её составляющие — в том числе и все её большие ошибки. Главная из них — святая уверенность в том, что реальную жизненную драму необходимо во что бы то ни стало сделать выпуклее, доходчивее. Прикинем, что вместо двухчасового хронометража «Легенды» в распоряжении автора каждой отдельно взятой новеллы — минут двадцать-тридцать максимум, и поймём, что в сухом остатке ничего, кроме гипертрофированной мелодрамы, торопящейся попасть за ограниченное время на поле в максимальное количество болевых точек зрителя, получиться и не могло.

При таких скоростях у «Чемпионов» попросту не остаётся времени на те настоящие человеческие детали, что делают любую мелодраму искренней историей, а не схематичной слёзодавилкой. Например, на ответ на вопрос, с чего это Антон Сихарулидзе на ровном месте успевает превратиться из любящего мужчины, терпеливо выхаживающего любимую девушку после травмы, в одержимого победным золотом монстра, или почему юного хоккеиста Борю из Твери воспитывает самая непоследовательная мама в мире (ход с папой из другой комнаты, впрочем, отличный). Но не только в скоростях дело — периодически мерещится, что «Чемпионов» по большей части писали люди, которые никогда не были ни чьими-то родителями, ни чьими-то детьми; по крайней мере, их представления о том, как одни разговаривают с другими, очень мало стыкуются с объективной реальностью. К постановщикам тоже можно найти пару вопросов — например, почему обычно талантливые и харизматичные Крюков и Чадов ходят по кадру деревянными болванчиками?

Да чёрт бы с ними, с родителями и болванчиками, но — для фильма о спорте в «Чемпионах» слишком мало собственно спорта. Более-менее в полной и визуально захватывающей мере он представлен только в новелле про сноуборд, самой человеческой из всех (чисто за счёт харизмы артистов Вилковой и Виторгана, а также весёлой готовности постановщика чуточку расслабить физиономию, сведённую натужной судорогой выполнения идеологически нужного долга перед отчизной). Ну, ещё в хоккейной новелле есть немного выразительного хоккея под занавес (озвученного зачем-то гулким русским рэпом) — а вот авторы биатлонной и фигуристской частей слишком уж озабочены воссозданием на киноэкране симуляций телевизионных трансляций с реальных соревнований. В конькобежной новелле спорт практически отсутствует — зато присутствует Ходченкова, что автоматически ставит эту историю на голову выше остальных, потому что на Ходченкову в радость смотреть практически в любых обстоятельствах.

Но вообще, эта подмена понятий — вместо собственно спорта сплошные мотивационные разговоры о его важности — довольно симптоматична для положения вещей в целом. Вместо того чтобы молча встать и показать всему миру крутую Олимпиаду, мы бесконечно говорим (в основном, сами себе) о её великой важности для страны и клеймим тех, кто настроен скептически, чуть ли не врагами народа. Вот даже целое кино с народными звёздами сняли, в котором, что ты будешь делать, опять говорим и говорим — ну, и под занавес немножко побеждаем. Опыт и здравый смысл подсказывает, что реальными чемпионами люди становятся немножко иначе.

Вердикт — заточенная под массовое народное воодушевление мелодрама про реальные спортивные победы России — предельно схематичная и уделяющая собственно спорту катастрофически мало внимания

Рекомендуем почитать