>
>
Фильм: «Люди Икс: Дни минувшего будущего»

Фильм: «Люди Икс: Дни минувшего будущего»

23.05.2014
33

Режиссёр — Брайан Сингер

В ролях: Хью Джекман, Дженнифер Лоуренс, Майкл Фассбендер, Джеймс МакЭвой, Николас Хоулт, Питер Динкледж, Патрик Стюарт, Иэн МакКеллен, Халли Берри, Эллен Пейдж, Омар Си, Шон Эшмор, Эван Питерс, Джош Хелман

Продолжительность — 122 мин.

А что нельзя в одну реку дважды — это придумали завистники и неудачники. Посмотрите на Брайана Сингера — в фильме «Люди Икс: Дни минувшего будущего» он возвращается во вселенную, которую, по сути, сам и начал строить, через двенадцать лет отсутствия, да так, словно никуда и не уходил.

За двенадцать лет порознь ни у Сингера, ни в кинематографической вселенной Людей Икс не произошло ничего, что могло бы сравниться с их совместными свершениями, так что сегодняшнее возвращение домой было не только неизбежным, но и вполне желанным для всех, так или иначе сочувствующих обеим сторонам уравнения. Уж не знаю, кричал ли Сингер при возвращении громко и нагло «Папочка дома, сучки!», открывая дверь с ноги, но по «Дням минувшего будущего» представляется, что он имел на такое полное право. Чтобы никого не томить: да, всё срослось именно так, как и ожидалось, «Дни минувшего будущего» — лучший фильм саги со времён «Люди Икс-2», и лучший фильм Сингера с них же.

Тут, впрочем, есть и нюанс — чтобы выйти победителем в этом конкретном соревновании, необязательно обладать чемпионской техникой и стремительностью; достаточно, в общем, базовой компетенции и вменяемости. «Дни минувшего будущего» — не то чтобы со всех сторон идеальное кино. Первые минут 20, когда фильму необходимо объяснить механизм своей довольно замороченной завязки (фильм является одновременным продолжением и «Последней битвы», и «Первого класса»), в нём царит прискорбная деревянность.

Дальше, когда Росомаху отправляют в прошлое, а взрослые версии героев остаются ждать исхода его действий в будущем, Сингер вместе со сценаристом Кинбергом не находят для большинства вернувшихся актёров изначальной саги лучших занятий, чем встревожено сидеть. МакКеллен хмурится, Стюарт делает задумчивое лицо, нового гостя франшизы Омара Си буквально не разглядеть за гримом, первая (из примерно трёх) реплика у Берри появляется только за полчаса до окончания фильма. (Хотя принимая во внимание её последние достижения, трудно придумать, кого помимо неё самой этим можно огорчить).

С другой стороны, неоправданно сложносочинённый номер соединения в одном фильме (при помощи перемещения во времени, не меньше) сразу двух сюжетных линий, развивавшихся параллельно с участием разных версий одних и тех же героев, Сингер отрабатывает невероятно технично. За исключением пары мелких нюансов «Дни минувшего будущего» разворачиваются красиво, чётко и внятно — здесь всегда понятно, кто, куда, зачем и для чего.

Причём вся красота и степень проработанности замысла раскрывается только к финалу — когда видишь, как Сингер не только красиво вписал события фильма в реальную мировую историю, но и, по сути, грациозно и остроумно отменил все остальные фильмы про Людей Икс, кроме своих собственных (и «Первого класса»), приятно захватывает дух. Особенно изящно, что происходит это в фильме с сюжетом о возвращении в прошлое ради исправления собственных (и не только) ошибок — получается, что в «Днях» этой цели добиваются и герои, и режиссёр.

Наверное, ключевое слово для «Дней минувшего будущего» — это «равновесие». Сингер правда с обманчивой легкостью удерживает в равновесии не только сюжет и его соотношение с прежними выпусками, но и всю огромную махину фильма. Характеры никогда не теряются за эпическим визуальным спектаклем, эпический визуальный спектакль точечно и уместно подкрепляется юмором (особенно в этом плане отличается мощный выход юного мутанта, обладающего супер-скоростью). Под занавес находится место для неожиданно уместной чистосердечной сентиментальности — трудно представить поклонников сериала, у которых не перехватит дыхание, когда в кадре издалека замаячит одно красное платье.

В общем, Сингер пришёл в «Дни минувшего будущего», чтобы веско подтвердить, наконец, всё то, на что замахивались и те, кто работал во вселенной в его отсутствие, но тщетно. Что Люди Икс — не бедные родственники, чья участь в первую очередь в том, чтобы нелепо толкаться на заднем плане, пока мир кинокомиксов подминают под себя Бэтмены и мегауспешные титаны линейки «Марвел». Что они равные — и «Дни минувшего будущего» получился ровно таким фильмом, после которого от этого утверждения не отмахнуться.

Вердикт — наконец-то продолжение киносаги о Людях Икс, достойное старта

Cергей Мезенов

Рекомендуем почитать