Ну, поехали — «Мир Сибири» начался, можно рассказывать. На открытие фестиваля заглянул не только Красноярский филармонический русский оркестр, но и и.о. губернатора Виктор Толоконский — его речь из серии «Привет, ну как вы тут?» приятно контрастировала с обычными велеречиво-бессмысленными словесами официальных лиц, которые не слушает никто, кроме организаторов.
Впрочем, чего мы — давайте о главном, о музыке. Конкурсную программу первого дня открыл детский ансамбль «Горница» из Свердловской области. О детях, понятно, плохо говорить невозможно, и дети были милые — водили хоровод, играли на трещотках; хотя, признаться, слушать, как 13-летние девчонки выводят в песне «Сама милого сердила, сама буду ублажать», было немного незапланированным образом забавно.
Продолжил концерт образцовый ансамбль народных инструментов «Донцы» из Ростовской области — тоже в основном дети, только теперь при некотором участии взрослых. Играли задорные инструментальные версии самых известных русских народных — особенно радовал глаз улыбающийся румяный басист, крепко державший бас-балалайку. Программа у ребят была неплохо отработана — они меняли инструменты, устраивали небольшое шоу из перестукивания ложками, играли на гуслях, сделанных из шкафа и гремели гремелками, сделанными из тыквы, но звучало это всё равно немножко одинаково.
Фольклорный ансамбль «Надёжа» приехал из Нижневартовска — 8 человек затянули отличную протяжную песню, в первых строках которой протагонист прощался с Саянами, а дальше грянули весёлой песней про то, как главный герой, который никак не может привлечь внимания девушки, в которую влюблен, в результате выпивает водочки и тут же забывает про объект своей любви.
Они были хорошие, но вышедший вслед за ними монгольский ансамбль Khusugtun стал лично для меня главным открытием первого конкурсного дня. Шесть человек, струнные и ударные инструменты, всё тот же степной фолк, что и тувинцев и хакасов, горловое пение и ритмы конного хода, но — как здорово, как складно и ладно всё было у монголов сделано! Судя по сложным песенным структурам, они исполняли не столько народные песни, сколько такие авторские вариации на их тему — и эти вариации были отлично простроены, с чётко продуманной внутренней динамикой. Например, в первой песне, посвященной монгольскому национальному герою, этакому Робин Гуду, звучал практически разудалый степной рок-н-ролл — а потом вдруг случался момент, когда все инструменты резко затихали, и оставалась только отличная многоголосица. Третья песня «Чингиз» (по-монгольски это, оказывается, «море») начиналась а капелла, но постепенно вырастала в эпический номер. Чуть позже отдельно выступал ещё и один из солистов группы Ваанчик Батзорик, и в его выступлении тоже всё было очень здорово. Как минимум в паре номинаций я уже знаю, за кого болеть.
После монголов на сцену вышел представитель Бурятии Энхэ Эрдынеев — первый человек, включивший в Шушенском бессмысленный электронный минус. Без минуса у него были отличные протяжные северные песни — с ним был тематический ресторан в Северобайкальске. А после него вышел с первым номером танцевальный ансамбль «Раздолье» из Красноярска — как и с азербайджанским коллективом в прошлом году, танцевальные номера размазываются по разным дням программы. В первый день «Раздолье» исполнили два номера — про косарей и ещё один, забыл, про что. Оба были очень задорные и живые.
Красноярский десант затем подкрепил вокальный ансамбль «Лунный свет» — группа юношей и девушек в подогнанных друг под друга чёрных одеяниях, подходящих не столько этническому фестивалю, сколько ночному клубу. «Лунный свет» работает чисто с вокалом — все аранжировки делаются голосами, и аранжировки при этом выполнены достаточно мастерски. Первой песней была ирландская народная, во второй пошёл русский народный битбокс, третья открывалась изображением воя ветра, что наводило на мысли, что в прошлом году ребята послушали в Шушенском не только Folkbeat_RF, но и «Айархаан» тоже. Всё у них было очень складно, но как-то чересчур складно, что ли — они казались скорее отлично придуманным развлекательным шоу-проектом, чем настоящей группой, у которой сердце горит за какую-то народную музыку. Чёрт знает, может, я ошибаюсь — но вчера казалось именно так.
На этом первый конкурсный день закончился — не уходите никуда, дальше ещё будет разговор про хэдлайнеров.