Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Анонс: «Пути немецкого искусства» и Нам Джун Пайк

Анонс: «Пути немецкого искусства» и Нам Джун Пайк

21.08.2014
0

 Нам Джун ПайкВыставка «Пути немецкого искусства», просуществовавшая в Москве полгода (до 9 сентября), для следующей остановки прибудет в Красноярск — единственный город в России, кроме столицы, выбранный для экспозиции. Организаторы выставки — Гёте-Институт в Новосибирске, а её экспонаты — из коллекции Института связей с зарубежными странами (ifa) в Штутгарте

Откроется она 16 октября, представленные работы охватят период с 1949 года до наших дней и художников, от сегодня называемых «пионерами» до современных известных и неизвестных. Начиная с сегодняшнего дня, каждый четверг здесь будут появляться тексты про одного из художников, чьи работы можно будет увидеть уже в октябре. Сама по себе ретроспективная, погружающая в определенное пространство и определенный ландшафт, выставка требует определенной системности. Всего текстов будет восемь, все они, так или иначе, про и без того известных художников, но, кажется, именно их всегда знаешь хуже всего.

Нам Джун Пайк

Можно не только смотреть телевизор, но и, подойдя к нему, приложить магнит и изменить изображение — этот принцип двустороннего изменения, когда с одной стороны экрана показываемые бьют молотком, а с другой зрители стучат пальчиками и изображение меняется, был очень важен для художника Нам Джун Пайка. Пионер видеоарта корейского происхождения, покинувший страну и вернувшийся только спустя 34 года, Пайк навсегда вошел в историю как человек, связавший искусство и медиа. Он был одним из первых, кто попытался визуализировать музыку, он откровенно развлекался, водя по улицам европейских городов роботов, составленных из множества экранов, и портил музыкальные инструменты. Все это происходило в конце пятидесятых и начале шестидесятых, когда телевизор только начал появляться в домах и считался роскошью, а массовая коммуникация уже начинала волновать исследователей.

Изначально Пайк учится на музыканта и композитора, но после знакомства с композитором Джоном Кейджем становится художником, потом вступает в арт-объединение Fluxus (в котором были еще и Йозеф Бойс, Робер Филиу, Джордж Брехт, Йоко Оно), и, даже по меркам объединения, ведет себя странно: во время выступлений может порезать галстук, вылить что-то на голову зрителям, выпить воды из ботинка — в конце концов, его стали называть культурным террористом с востока.

В 1965 году Пайк купил первую портативную видеокамеру Sony и с тех пор с ее помощью все фиксировал — в числе прочего, если забегать вперед, сделал получасовую «Сюиту 242» о своих впечатлениях от Нью-Йорка. Это визуальное безумие, где нет границы между изображением и музыкой, реальностью и негативным изображением, контурами предметов и лиц, и, в общем, есть только застигнутые врасплох впечатления, обрывки слов, складывающиеся в единое сине-желто-красное видео. В числе прочих странных действий художник окунал голову в ведро с краской, выгуливал на веревке скрипку, переворачивал рояль, делая буквальным переворот, который, по его мнению, сделал Кейдж в музыке. От перформансов Пайк переходит к инсталляциям и создает композиции из телевизоров: «TV-сад» состоит из 60 (или 30, по разным версиям) мониторов, которые лежат в саду под растениями и представляют собой некий «новый организм или светоносную флору, особенный вид фотосинтеза», то есть жизнь в них появляется тоже благодаря свету.

TV-сад

Другая композиция из телевизоров — линия из 12 экранов («Телелуна», 1967), каждый показывает одну из фаз луны, между природой и техникой прокладывается нерушимая связь. Затем скульптуры приобретают очертания роботов — на улицу выходит Robot K-465.

Одно из самых знаменитых произведений Пайка — «ТелеБудда»: Будда сидит перед экраном и видит сам себя, так как на него направлена камера, воспроизводящая его в режиме реального времени. Пайк пытался противостоять телевидению средствами телевидения — ничего более простого и топорного придумать
нельзя, тем не менее этот образ Будды, сидящего перед телевизором (оба объекта изменялись в зависимости от страны и музея, где выставлялись), спокойный и созерцательный, слишком точно передает всю правду — до сих пор.

ТелеБудда

В конце шестидесятых художник едет в Америку и объединяется с виолончелисткой Шарлоттой Мурман, вместе они делают перформансы, сочетая видео и музыку. Музыкальный перформанс «Секстроническая опера» (Opera sextronique) Мурман исполняла обнаженной — так Пайк хотел передать сексуальность через музыку, в числе прочего звук извлекался зонтом — оба были арестованы, а перформанс запрещен. Через два года они сделали «TV-лифчик для живой скульптуры», в котором Мурман исполняла произведение Пайка, надев бюстгальтер из маленьких телевизионных экранов — это было сложное устройство, регистрирующее изменение телесигнала в зависимости от дыхания Мурман. Еще через два года был перформанс «TV Cello» — Мурман играла на телевизорах, составленных в форме виолончели — когда она водила смычком по ним, на экранах появлялись образы других виолончелистов.

В 1977 году Нам Джун Пайк создает реквием, посвященный погибшим в боях на Соломоновых Островах во время Второй мировой: там сочетаются сцены исполнения Мурман музыки, интервью с ветеранами, архивные кадры битв — все это спаяно воедино, сюрреалистическую Мурман накрывает водой, возле кромки воды ползет солдат, к спине которого привязана виолончель — мимо идет человек и тащит за собой скрипку, в это же время с помощью видео орудия и бомбы летят обратно, упавшие самолеты снова улетают в небо.

Не все из описанного можно найти отдельно, поэтому предлагаю поискать и посмотреть документальные фильмы про художника, мне удалось найти три:

  • Получасовой фильм «Нам Джун Пайк: пионер видеоарта» (Play It Again Nam!, Jean-Paul Fargier, 1990 год) — краткий осмотр произведений Пайка с краткими видеофрагментами, стилизованный непосредственно под работы Пайка, с небольшим анализом всего предыдущего — без должных комментариев, сам почти представляет из себя психоделический видео-арт.
  • Кроме подобного только-погружения есть «Жизнь тигра» (The Tiger Lives, Lee Do-kyung, 2003 год), более основательный и последовательный, следующий за живым, почти полностью парализованным художником и с экскурсом в историю — среди прочего, например, есть кадры очень известной, но труднонаходимой оперы, где Пайк и виолончелистка играют собственными телами, и небольшие фрагменты реквиема.
  • Последний — «Нам Джун Пайк: отредактировано для телевидения» (Nam June Paik: Edited for Television, Calvin Tompkins и Russell Connor, 1975) — отличается кадрами из произведений, есть несколько десятков секунд репетиций с Мурман, множество прямой речи молодого Пайка (так как фильм сделан в 1975), которая в целом не объясняет ничего, но, в частности — дает очень много подробностей.

Рекомендуем почитать