>
>
>
Фильм: «Самый опасный человек»

Фильм: «Самый опасный человек»

15.09.2014
7

A Most Wanted Man, Великобритания, Италия, США, 2014

Режиссёр — Антон Корбейн

В ролях: Филипп Сеймур Хоффман, Рэйчел МакАдамс, Уиллем Дэфо, Робин Райт, Григорий Добрыгин, Даниэль Брюль, Нина Хосс, Хомаюн Эршади

Продолжительность — 122 мин.

Работа шпиона — это не международное гламурное приключение со стаканом виски в одной руке, красоткой в другой и тёплым «вальтером» под пиджаком, это муторное неблагодарное занятие в бесконечных кабинетах, казематах и припаркованных за углом фургонах, на котором хорошие умные люди гробят здоровье и жизнь. Об этом хочет поговорить «Самый опасный человек», и разговор этот получается весьма занимательным.

«Человек» — экранизация романа мастера шпионской интриги Джона ЛеКарре, бывшего реального разведчика, написавшего за пятьдесят лет в писательстве более двадцати романов, в основном посвященных именно этому ремеслу. Развенчивание приключенческой прелести этой профессии — практически его магистральная тема. Шпионские войны — в первую очередь ведомственные; грызутся между собой отделы, меряются достоинствами ведомства, садятся на шею представители союзников, у которых всегда имеются свои политические интересы. То, что твоя организация глубоко законспирирована, означает ещё и то, что тебя официально нет, и никаких прав ни на что ты предъявить не можешь. «Мы — шпионы», хрипло бурчит на межведомственном совещании главный герой «Самого опасного человека», грузный разведчик Бахман в грандиозном исполнении покойного Филиппа Сеймура Хоффмана, человек с вечной сигаретой в зубах и навеки прилипшей к физиономии гримасой хронически усталого презрительного недоверия ко всему окружающему миру, и в этой констатации нет места для гордости. Есть только бесконечное утомление от того, что каждое своё решение приходится отвоёвывать, и столь же бесконечная решимость продолжать делать это.

Бахман руководит специальным отделом немецкой разведки, базирующимся в Гамбурге, в чьи задачи входит отслеживание угроз со стороны исламского мира. Самый опасный человек из названия — вовсе не он, а чеченский беженец по фамилии Карпов (Добрыгин), человек, в котором все видят потенциального террориста и стремятся побыстрее упрятать за решётку, в то время как Бахман не очень-то уверен в его виновности. Далее разыграется сложная комбинация с участием Карпова, крупного банкира (Дэфо), адвокатши-идеалистки (МакАдамс), сотрудницы американского посольства (Райт) и видного мусульманского деятеля (Эршади) и непредсказуемым финалом.

Неторопливая режиссёрская манера Корбейна, так бесившая своей неоправданной многозначительностью в «Американце», здесь идеально сцепляется с материалом. Хмурые небритые люди бродят по коридорам и улицам Гамбурга в серо-стальном освещении, Хоффман кутается в плащ и закуривает очередную сигарету, Добрыгин сутулится и прячет глаза. Дэфо в кои-то веки с явным удовольствием отыгрывает более-менее приличного человека, Райт отлично показывает бархатную стальную хватку, МакАдамс смотрит из-под чёлки честными глазами и переживает на экране крушение идеализма.

Всё это разворачивается медленно и по-осеннему меланхолично — Корбейн чрезвычайно убедительно выписывает мир победившего серого, где давно нет ни чёрного, ни белого, ни правды, ни лжи, а только бесконечная мелкая возня, мотивируемая смутно обрисованными политическими интересами. Может, это и не самое новое высказывание на свете, но «Самый опасный человек» артикулирует его уверенно, взвешено и дельно. В его меланхоличном дрейфе очень круто находиться все эти два часа — тем более что ЛеКарре славится своим умением закрутить угрюмую тишину в настоящую трагедию, так, что застучит вдруг в висках смертельным набатом. Так случается и в «Самом опасном человеке» — неторопливость потихоньку стягивается невидимой петлёй вокруг шеи. Плюс внезапная смерть Хоффмана в начале года придала этому фильму, его последней законченной главной роли, целое дополнительное измерение. Финальные кадры — грандиозное в своей лаконичности прощание с актёром, за что Корбейну, конечно, необходимо выписать совершенно отдельное спасибо. А первое — за лучший пока в своей карьере полнометражный фильм.

Вердикт — очень хороший, почти замечательный европейский триллер про муторность шпионской работы — неспешный, взрослый, грустный, красивый

Рекомендуем почитать