«Селфи» Александра Блосяка в «Пилоте» — это с десяток квадратных — инстаграм-стайл, не иначе — работ, сделанных в трафаретной технике аэрозольной краской, на холстах, выглядящих как мозаики: девушки и парни «фотографируют» себя в зеркало. Это, если чуть-чуть оглянуться, похоже на советскую эстетику многоэтажек с рисунками — такие на торцах зданий можно встретить и до сих пор: серпы, молоты, колхозники и лозунги, они сменяются фиксированием себя, где поза и вытянутая рука с телефоном может заменить вообще все.
Высказывание художника кроется в пространстве белых пятен, которые разрушают эту одинаковость квадратиков и вклиниваются в существующий рисунок — узор как бы осыпается, но если подойти поближе, окажется, что и это — неправда. Относиться к стрит-арту в музее можно по-разному: интересно выяснить, почему эту выставку обозвали именно так. По словам художника, почти все работы были сделаны специально для экспозиции, только некоторые — уличные, то есть это априори выставочное пространство с выставочными, не прошедшими стрит-опыта картинами.
Кроме них показали еще десятиминутное слайд-шоу на экране, в котором есть процесс подготовки (совершенно скрупулезное вырезание мозаик), процесс нанесения трафаретов на стены, рисование и готовый результат. Смотрится, в общем, как целое открытие — и в сравнении с ровненькими музейными штуками бьет наповал. Все эти отлетающие «ошметки» словно старых рисунков — специально уничтоженных как бы временем, приобретающие дополнительную красоту — предельно эстетичную — контрасты, сделанные внутри какой-то глухой травы или в заброшенных местах, рядом с помойками и грязью — смотрится вызывающе и одновременно так, будто было там всегда. Селфи в этом случае — три девушки в разрушающихся интерьерах каких-то колонн — воспринимаются как итальянские фрески, не меньше, ситуативный Ленин, сделанный как не то трансформер, не то кто-то еще из комикса, опять же отсылает к Советам. Уличное искусство падает в нерв, но надо признать, в выставочном пространстве оказывается лишним.
Про сам «Пилот» отдельно: это совершенно кафкианское учреждение, в котором невозможно найти ни начал, ни концов, ни ответственных, например, до сих пор не понятно, что значит мифическая фраза «Выставка в рамках проекта творческой резиденции «Дыхание Сибири», то есть ждать ли еще хороших художников или можно не строить каких-то последовательностей.
Александр Блосяк, кстати, очень интересный художник, в первую очередь иллюстратор, — посмотрите его работы.