Сегодня красноярские чиновники, ученики, родители, учителя и директора школ обсуждали тему перехода образовательных учреждений на пятидневную систему. Вопрос поднят не впервые, но зато на этот раз с подачи губернатора края. Как только московские школы в обязательном порядке перешли на «пятидневку», регионам дали задание обсудить возможность на своем уровне. Оказалось, что сделать это может любая школа. Только нужно ли?
Еще до начала дискуссии руководитель главного управления образования администрации Красноярска Алексей Храмцов заявил — лично он выступает за «пятидневку», потому что с детьми ему хочется быть побольше в выходные. В качестве противоборствующих сторон были приглашены директор гимназии № 14 Наталья Шуляк и директор школы № 149 Александр Шмаланд. В первой дети учатся по шесть дней в неделю, во второй — по пять.
— Особенности нашей шестидневной учебной программы таковы, что её содержание уместить в пять дней невозможно. Углубленные программы, программы профильного обучения предполагают большее количество часов. Чтобы сохранить здоровье детей и не перегружать их информацией, СанПиН предполагает шестидневную учебную неделю, где учебные часы распределены равномерно, — рассказала Шуляк.
— Требования учебного плана укладываются в нормы пятидневной рабочей недели. А суббота предполагает выбор — это курсы, дополнительные занятия, — высказался Шмаланд.
По словам Храмцова, профильным образовательным учреждениям сложно перейти на «пятидневку», а обычным средним школам сделать это проще. Но и здесь есть свои нюансы. Многие школы в Красноярске переполнены. При этом чиновник затруднился сказать, сколько в городе «пятидневных» школ, а сколько «шестидневных». Некоторые из них работают по смешанной системе — начальная школа укладывается в пять дней, средняя и старшая — в шесть. Он же заявил — при «пятидневке» дневная учебная нагрузка на 15 % меньше.
Присутствующие на обсуждении родители все как один заявили, что в выходные хотели бы видеть детей дома. Сами же школьники разделились: гимназисты встали на сторону шестидневной системы, ученики 149-й школы убеждали, что учиться нужно пять дней. Впрочем это и неудивительно — директора сидели рядом.
Далее Храмцов рассказал, что в принципе любая школа может сама определить, как работать. Для этого должна быть инициатива, например, родителей. Ее рассмотрят на школьном совете или общем собрании и примут решение. Однако перейти с одной системы на другую получится только перед началом учебного года. Переформатировать образовательные программы возможно только летом.
— Выбор есть. И каждый год школа сама прописывает программу. Здесь же завязаны многие вещи — сколько дней будет работать школа? Как простроить сам учебный процесс? Как эту программу выстроить? Это не так-то просто. Хотя мне как родителю удобна «пятидневка». Здесь принимать однозначное решение нельзя. Есть школы, есть программы, есть традиции сложившиеся. И это правильно, что закон дал возможность школам решать это вместе с родителями. Все образовательные программы есть на сайтах школ. И родители должны их читать и для себя понимать, что будет лучше их детям. Здесь ведь вопрос не про «пятидневку», а про то, чему и как учат, — выступил Храмцов.
А далее он вообще заговорил о мировой практике 12-летнего обучения. Поскольку объем информации с каждым годом растет, то увеличение срока стало бы реальным выходом из ситуации. — Не бывает хорошей образовательной программы без труда. И когда говорят: а давайте будем учиться пять дней и пусть у нас все будет по СанПиНу, и знания даются на уровне хорошей школы... Этого трудно добиться. Тем более школы с «пятидневкой» тоже лукавят — у них фактически «шестидневка». Но у них так скомпонована сама неделя, так построены индивидуальные программы для старшеклассников, что они освобождены в субботу. Проблема в том, что родители хотят «пятидневку», но забывают о качестве образования.
Но самое любопытное в том, что зачастую руководство школ само не желает начинать сложный процесс преобразования. Ведь для этого нужно все лето пахать как рабы на галерах. А кому, кроме российского президента, это нравится? И об этом сегодня не было не сказано ни слова.