Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Концерты: Greenfest — Лейся, песня

Концерты: Greenfest — Лейся, песня

11.11.2014
18

 Greenfest8 ноября в МВДЦ «Сибирь» красноярцы смогли сполна насладиться своей заслуженной победой — в город нагрянул Greenfest, порадовавший зрителей не только международным звёздным составом участников, но и недорогим пенным напитком в многочисленных барах на площадке.

Greenfest красноярцы, можно сказать, отбили у всей России — фестиваль приехал к нам благодаря голосованию в интернете за город проведения Greenfest, в котором мы победили наравне с Екатеринбургом. Правда, забавным образом в том же интернете многие выражали открытое недовольство тем составом артистов, который в конечном итоге приехал к нам — по всей видимости, большинство голосовавших рассчитывало на приезд The Prodigy, выступавших в Питере в рамках Greenfest в этом году, и кандидатура южно-африканской сенсации Die Antwoord, даже подкреплённая коллективом прославившегося благодаря передаче «Голос» Антона Беляева Therr Maitz и целым бывшим участником тех же The Prodigy Лироем Торнхиллом, их категорически не удовлетворяла.

Впрочем, стоять на такой ворчливой позиции возможно было только в теории, до самого концерта — ну, или после уже из чистого упрямства, укоренённого исключительно в собственном желании, но никак не в явлениях окружающей реальности. Greenfest навел в Красноярске внушительного шороху — после его окончания пара тысяч красноярцев вываливалась из «Сибири» в ночь с очень особенным звоном, царящим где-то промеж ушей. Начиналось всё хорошо, но более-менее привычно — открывали концерт Rocco, о которых на этих страницах было и так уже сказано так много хорошего, что нет нужды усугублять; отмечу лишь, что на сцене такого масштаба они смотрятся абсолютно органично.

После них вышел Антон Беляев со своим проектом Therr Maitz — после обманчиво вкрадчивого и минималистичного старта коллектив развернул свой несколько меланхоличный, но размашистый стадионный электрический поп в полную мощь. В музыке ребят проскакивали отголоски то Jamiroquai, то Royksopp — и то, и другое пока для них слишком лестные сравнения, но в качестве поставщиков размеренной поп-эйфории, настоянной на соул-мелодиях, они смотрелись вполне уверенно и временами даже блистательно. Правда, пока им, кажется, не совсем хватает по-настоящему классного материала на по-настоящему классное часовое выступление — проблема, которую они и сами проиллюстрировали тем, что дважды обращались к своему хиту «I’m Feeling Good Tonight», оба раза растянутом во времени минут на восемь. Зато под занавес Therr Maitz сыграли кавер на песню «Chase the Devil», засэмплированную в знаменитом треке The Prodigy «Out of Space», грациозно передав тем самым привет выступавшему следом Лирою Торнхиллу. (Без пост-дабстепового воб-воб-воб-баса, впрочем, можно было и обойтись — дико раздражающая штука в живую, как оказалось).

Когда я только анонсировал Greenfest и участие Торнхилла в нём, пытливые читатели ставили мне на вид, что незачем представлять его как бывшего участника The Prodigy — мол, у человека и собственная музыка давно есть, не одними былыми заслугами живёт. На фестивале же оказалось, что Торнхилл совершенно не обламывается жить этими самыми былыми заслугами — проверенные годами хиты The Prodigy он вворачивал в свой ди-джейский микс с явным удовольствием (и, понятно, к великому удовольствию толпы). Его микс вообще казался идеально отточенным для вечеринки любого масштаба — в нём был и хип-хоп, и электро, и дабстеп, и бронебойные хиты («Smack My Bitch Up» и спустя семнадцать лет гарантированно ставит на уши любую аудиторию — в чём, интересно, секрет этой песни?), и приветы старым друзьям (смешной микс на «Sabotage» Beastie Boys). Разудалый популистский (в самом лучше смысле этого слова) микс воспринимался публикой на ура — кажется, именно на Торнхилле общее ощущение коллективной эйфории было сильнее всего. Если бы он сыграл ещё и «Poison», этой эйфории хватило бы и мне, чтобы окончательно потерять голову от счастья.

А потом — потом после небольшой паузы задребезжал зловещий эмбиент, завыли сирены, за ди-джейским пультом появился здоровенный детина в свиной маске, и — началось. В одном из сопровождавших концерт видео нарисованному человеку залетала в рот Звезда Смерти — и в этом сочетании образов чудилась плохо транслируемая в слова сама суть выступления Die Antwoord. На сцене Ниндзя и Йоланди кажутся не столько живыми людьми, сколько ожившими персонажами какого-то окончательно осатаневшего психоделического мультика. Впрочем, так оно в каком-то смысле и есть — они действительно выстраивают всю свою карьеру не как артисты, а как персонажи своей собственной истории, и концерты, как выяснилось, являются такой же составной её частью, как фотосессии и клипы. Это правда немного отдаёт какой-то безумной постановкой — когда по сцене скачут подтянутый татуированный детина в маске питбуля и крошечная девушка-инопланетянка с голосом феи из порно-мультика, а цифровые басы нещадно вибрируют где-то в хрящах, трудно поверить в реальность всего происходящего.

Концерт Die Antwoord — это история не столько про музыку, сколько про общий комплекс аудио-визуальных ощущений; и это производит впечатление даже независимо от того, что думаешь непосредственно об их песнях. Испытать это хотя бы раз на себе стоит безотносительно того, нравится вам группа или нет — просто для того, чтобы потом был повод с гордостью сказать «Да, я это пережил». Второй раз, правда, эта бомба уже не взорвётся с такой же мощью. Но в любом случае спасибо Greenfest за то, что дали нам возможность всё это испытать. Это было познавательно.

Фото: Юлия Раскова, видео: Владислав Перевалов, Сева Скалько и Валентин Трошин

Рекомендуем почитать