Unbroken, США, 2014
Режиссёр — Анджелина Джоли
В ролях: Джек О’Коннел, Донал Глисон, Гарретт Хедлунд, Такамаса Исихара, Джей Кортни, Люк Трэдуэй, Луис Макинтош
Продолжительность — 137 мин.
Любому, у кого словосочетание «режиссёр Анджелина Джоли», вызывает в первую очередь неконтролируемое хихиканье, следует учиться держать себя в руках. «Несломленный» — настоящее большое голливудское кино; если бы в его титрах стояла фамилия, скажем, Спилберг, никто бы и глазом не моргнул.
Другое дело, что Спилберг Спилбергу рознь — есть Спилберг фильма «Линкольн», а есть Спилберг фильма, ну, скажем, «Боевой конь». Анджелина — увы, пока второе; мощный, техничный режиссёр размашистого и увлекательного зрелища, чей бесконечный гуманизм регулярно толкает её на сентиментальное упрощение.
«Несломленный» основан на реальной истории спортсмена Луи Замперини (который умер, не дожив буквально несколько месяцев до премьеры фильма, в возрасте 97 лет), самого быстрого старшеклассника Америки 30-х, олимпийского бегуна, который во время Второй Мировой провёл сначала полтора месяца на спасательном плоту посреди океана, а потом два года в японском плену. История действительно довольно удивительная, настолько, что двумя (из четырёх) сценаристов основанного на ней фильма числятся братья Коэн.
Найти в «Несломленном» что-то от них, правда, никак не получится — зато вот вклад ещё одного сценариста, Ричарда ЛаГравеньеза, сочинителя мелодрамы «Воды слонам», вполне считывается. Замперини здесь предельно простодушно берётся в качестве героя с заглавной «г», отличного неунывающего парня, чья судьба беспечно заспойлерена в самом названии фильма. Даже в самых немыслимых обстоятельствах, когда ему больно, когда тяжело и страшно, он подбадривает товарищей, не сдаётся и ведёт себя молодцом — и фильм все два часа двадцать минут торжественно преподносит нам это геройство с восхищенной интонацией рассказа «А знаете, каким он парнем был?»
Парнем Замперини был действительно ого-го, этого нельзя не признать, и понять авторскую позицию Джоли, которая успела как следует пообщаться с реальным Замперини и, видимо, основательно попасть под обаяние реальной личности, прошедшей через реальное жизненное горнило — но всё же восхищенный взгляд снизу вверх, может, и подходящая позиция для биографической книжки, но не очень для драматически богатого полнометражного фильма. С такой позиции «Несломленный» оказывается историей довольно-таки однобокой, почтительным и поучительным рассказом о силе воли и героизме («вот, дорогие дети, посмотрите, как надо»), пересказанным с торжественной серьёзностью человека, искренне полагающего, что он вещает историю Большую и Важную. Джоли к тому же как будто всё время хочется дожать, достучаться до самых чёрствых сердец в зале — и вот в самые пронзительные моменты вспухает проникновенная музыка Александра Депла, и прямо видишь, как пытливо всматривается Анджелина в зал из-за кадра: ну как, проняло, проняло же?
Это тем более досадно, что местами она демонстрирует в «Несломленном» по-настоящему мощную режиссёрскую хватку. Кино открывается могучей сценой воздушного боя, от которой закрадываются мысли о том, что было бы круто дать Анджелине порулить каким-нибудь настоящим военным эпосом. Она уверенно работает и с отличным составом молодых актёров, и с масштабными спецэффектами — но ничего не может поделать с некоторой монотонностью собственной истории, особенно во второй половине, превращающейся в бесконечный унылый парад издевательств над пленным, одно невыносимее другого. И почти всё это время персонаж Джека О’Коннела остаётся таким героем с плаката, идеальным человеком, о котором мы только и знаем, что он стойкий и не сдаётся.
Возможно, именно это искали в Замперини Коэны — такую предельную, почти мифологическую простоту, когда герой превращается уже практически в сказочного персонажа, которому не страшны никакие невзгоды. Но Джоли для такого подхода оказалась чересчур гуманистом — поэтому «Несломленный» из возможной сказки про современного Иванушку-дурачка, который просто хотел бегать и практически убежал от всех невзгод, превратился в торжественный и предельно прямолинейный плакат о силе духа.
Вердикт — слишком уж прямолинейно-торжественное полотно о героизме