Foxcatcher, США, 2014
Режиссёр — Беннетт Миллер
В ролях: Ченнинг Татум, Стив Каррелл, Марк Раффало, Сиена Миллер, Ванесса Редгрейв, Энтони Майкл Холл
Продолжительность — 134 мин.
Борьба — спорт контактный, телесный, потный. «Охотник на лис» — фильм о борьбе, но ровно противоположный — отстранённый, холодный, тягучий.
Всё верно — постановщика Миллера, отхватившего за «Охотника» приз за лучшую режиссуру в последних Каннах, спорт интересует не сам по себе, а как максимальное воплощение амбициозности, среда, где главное устремление максимально очищено от всего дополнительного — победить, быть первым. Вернее, Миллер изучает даже не сами амбиции, а тот зазор, что образуется между устремлениями человека и его же не поспевающими за ними возможностями. Двое из трёх главных героев «Охотника на лис» мучаются от этого несоответствия — и оно потихоньку съедает не только их самих, но и тех, кто рядом с ними.
В основе «Охотника» — реальная история, случившаяся в Штатах в конце 80-х. Эксцентричный миллионер Джон Дюпон (Каррелл), наследник одной из богатейших семей Америки, решил вырастить у себя в поместье настоящую сборную по борьбе для победы на олимпиаде в Сеуле, для чего связался с братьями-борцами Шульц (Татум и Раффало) — и закончилось это трагедией. Миллер, берясь за историю психологического противостояния с криминальным финалом, выдерживает неожиданно, подчёркнуто сдержанную интонацию — «Охотник на лис» рассказан тихим угрожающим шёпотом. Кого-то этакая спартанская, несколько монотонная сдержанность может убаюкать; тем же, кто найдёт в себе силы вслушаться, расскажут немало интересного.
С одной стороны, «Охотник» — в первую очередь актёрское кино. Центральное трио Каррелла, Татума и Раффало здесь даёт, возможно, лучшую работу в жизни, и если Каррелл и Раффало уже были отмечены всеми возможными актёрскими номинациями (вполне заслуженно; Каррелл в довольно сложной роли демонстрирует блестящую сдержанность и нюансировку), то Татум кажется незаслуженно обойдённым. Его грустный борец, который страшится признаться сам себе, что он, кажется, уже упёрся в собственный потолок, на деле является сердцем и душой этого фильма.
С другой же, не зря «Охотнику» дали приз именно за режиссуру — изъясняясь довольно лаконичным языком, часто без помощи слов, Миллер умудряется сказать очень многое. Ему хватает буквально пары сцен с участием мамы Дюпона, чтобы нарисовать настоящую семейную трагедию — точно так же практически все нюансы взаимоотношений братьев Шульц считываются в первой же сцене их совместной тренировки. Это мастерски сделанное кино, в котором довольно интересно копаться — на разборе всех заложенных в «Охотника» тем маленький дискуссионный клуб без проблем продержится пару недель — но избранная Миллером политика холодной отстранённости несколько мешает это кино по-настоящему полюбить. В прошлом его фильме, бейсбольной драме «Человек, который изменил всё» (также основанной, кстати, на реальных спортивных событиях), был и интересный экскурс в неизведанный параллельный мир, и настоящая увлечённость процессом. «Охотник» больше похож на такое сознательное клиническое упражнение — а можно ли из странной истории со страниц криминальной хроники сделать большую драму о крушении американской мечты? Да, можно, и многое в ней будет замечательным — но за Брэда Питта и бейсбол болеть получалось лучше. Тут просто всех жалко.
Вердикт — филигранная во многом драма, немного перебравшая с клинической отстранённостью