Chappie, США/Мексика, 2015
Режиссёр — Нилл Блумкамп
В ролях: Ниндзя, Йоланди Виссер, Дев Патель, Хью Джекман, Сигурни Уивер.
В роли Чаппи Шарлто Коупли
Продолжительность — 120 мин.
Ну, что — теперь, когда южноафриканец Нилл Блумкамп официально заступил на вахту автора и постановщика следующего «Чужого», на нём и его остальной работе моментально сфокусировалось в разы больше пытливых глаз. «Робот по имени Чаппи», его третий фильм — проект амбиций, соответствующих уровню; но вот с исполнением в данном случае, ну что ты будешь делать, снова есть нюансы.
В пантеон постановщиков «Чужого» Блумкамп войдёт вполне уверенно — он человек талантливый и основательный, и к тому же разделяющий некоторые свои пристрастия и устремления с одним из предшественников. Как и Кэмерон, Блумкамп уверенно выстраивает фантастические миры и обожает наблюдать за тем, как сталкиваются между собой и взрываются крупные предметы, но в то же время, опять-таки как и Кэмерон, за его пиротехническими ухватками скрывается трепетное сердце настоящего гуманиста. «Робот по имени Чаппи» — произведение сложного жанра (комедийно-гангстерская социальная фантастика по мотивам «Робота-полицейского»?), но в основе его всё тот же гуманистический посыл, размышление о том, что делает человека человеком и почему человек человеку может делать зло.
Главный герой фильма, тот самый робот Чаппи, первый в мире робот с искусственным интеллектом, которому приходится в полевых условиях постигать науку того, как быть личностью — отличное изобретение Блумкампа, позволяющее ему ставить вопрос максимально прямо и чистосердечно, с наивностью ребёнка, ещё не имеющего представления о всей печальной сложности нашего мироустройства. То, что к нему приставлены земляки Блумкампа из Die Antwoord, поработать с которыми он мечтал давно (он хотел затащить Ниндзю ещё в «Элизиум», но тогда студия посмотрела на требуемый бюджет и резонно переспросила «кого-кого»?) — формально очень амбициозный и смелый ход, но в нём же заключена и некоторая проблематичность, свойственная «Чаппи» в целом.
Ниндзя и Йоланди играют как бы самих себя, что делает «Чаппи» своеобразным расширением созданной ими комически-гротескной футуристически-гангстерской вселенной — пространства, которое отлично вмещает умение Блумкампа выстраивать собственный убедительный мир будущего, но отчаянно диссонирует с тем наивным гуманизмом, с которым выстроена история самого Чаппи. Блумкамп выкручивает немало юмора и внезапной нежности из ситуации, в которой такой вот максимально открытый робот-ребёнок попадает в руки уличных отморозков, которым жизненно необходимо раздобыть много денег, чтобы рассчитаться с долгами. Но в то же время большие и прямолинейные уроки про человечность, героизм и самопожертвование, на которые «Чаппи» выруливает в своей боевой кульминации, не очень-то вяжутся с идеологий Die Antwoord — поэтому периодически кажется, что ты смотришь два довольно разных фильма одновременно.
Да, и к вопросу о боевой кульминации — возможно, новый «Чужой» станет тем фильмом, что позволит Блумкампу выбраться из титанической тени собственного «Района № 9», потому что «Чаппи» не справляется с этой задачей точно так же, как не справлялся и «Элизиум». С постановочной точки зрения вся финальная треть «Чаппи» кажется этаким ремейком «Района № 9», с поправкой на робота вместо получеловека-полукреветки (главных героев даже, гм, играет всё тот же Коупли). То есть, дела обстоят так — будь «Робот по имени Чаппи» дебютом Блумкампа, это было бы могучее, амбициозное, необычное и очень крутое, пусть и основательно недоделанное кино. Но «Чаппи» всё же не дебют, а третий фильм режиссёра — и в таковом качестве он всё же выглядит пусть и смелым и порой невероятно захватывающим и пронзительным, но повторением пройденного.
Вердикт — амбициозная гуманистическая фантастика с юмором и идеями — не совсем сбалансированная