Титульный транзит — изнанка превратившегося в связного French connection (точнее было бы сказать «французский след»), того самого, что сводил с ума честного полицейского по кличке «Попай» в великом криминальном фильме Уильяма Фридкина. В сиквеле герой Джина Хэкмана и сам ехал в Марсель, так что такой взгляд на историю с обратной стороны Атлантики не то чтобы совсем непривычен — но всё равно домашний ракурс вполне мог позволить режиссёру Хименесу зайти на жанр криминальной ретро-драмы под несколько новым углом. Он же, кажется, стремился ровно к обратному — по максимуму вписаться в канон.
Режиссёр: Седрик Хименес
В ролях: Жан Дюжарден, Жиль Леллуш, Селин Саллетт, Мелани Дотей, Бенуа Мажимель, Гийом Гуи
Продолжительность — 135 мин.
Образцы, которые Хименес, видимо, смотрел во все глаза, вроде бы самые правильные — «Зодиак» Финчера, «Схватка» Манна, «Славные парни» Скорсезе, «Лицо со шрамом» де Пальмы, все обычные подозреваемые. «Транзит» ими не столько вдохновляется, сколько местами едва ли не напрямую цитирует, при этом не только на уровне каких-то сюжетных мотивов, но и конкретных сцен и приёмов. Вот честный коп горит на работе к неудовольствию жены, вот два одинаково преданных делу мужика живут по разные стороны закона, являясь практически зеркальными отражениями друг друга. Вот механизм работы противозаконной операции по поставке наркотиков демонстрируется в стремительной нарезке кадров, озвученной бодрой поп-песенкой. Вот бандит дарит трофейной жене блистающий неоновыми огнями диско-клуб, ди-джей в ночь открытия послушно заводит «Heart of Glass» Blondie.
«Французский транзит» и правда похож на такой сборник greatest hits криминальной драмы — правда, после него чувствуешь себя вышедшим с концерта такой местечковой кавер-группы. Песни вроде бы все отличные и местами даже великие, но слышал их уже пятьсот тысяч раз, и вот конкретно это исполнение было, ну, далеко не самым интересным и ярким. В первую очередь потому, что, гонясь за выразительным визуальным стилем и общим видом («Транзит» номинирован на главную французскую премию «Сезар» за работу художников), Хименес постоянно не успевает догнать всю важную внутреннюю подноготную собственной истории.
На наших глазах два часа намечаются важные конфликты, которые затем методично растворяются в марсельском солнце и грамотно подобранном ретро-саундтреке. Противопоставление положительного судьи в исполнении Дюжардена и его главного врага в исполнении Леллуша на деле не идёт дальше схожести выразительных носов — когда эти двое встречаются лицом к лицу на манер Пачино и Де Ниро, им заметно нелегко придумать, что друг другу интересного сказать. Сюжет о железной руке коррупции в марсельских правоохранительных органах дан вихляющим пунктиром, который всплывает, кажется, только когда у сценаристов возникают проблемы со следующей сценой. Конфликт с женой — боже, лучше и не начинать про жену.
«Французский транзит» достаточно выдерживает стиль, чтобы два с небольшим часа с ним не скучать — но чуть копнёшь его поглубже, и всё немедленно превращается в парад упущенных возможностей. Лучше вернуться к «Французскому связному», любому из двух.
Вердикт — упражнение в жанре криминальной ретро-драмы — прилежное, стильное, плоское