Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Фильм: «Про любовь»

Фильм: «Про любовь»

16+ для детей старше 16 лет
11.12.2015
3
Кадр из фильма «Про любовь»
Источник: kinopoisk.ru

Любовь — одновременно сложнейшая и безотказная тема в любое время в любой стране, что вам с радостью подтвердит практически весь корпус мировой литературы. Сегодня, правда, комментаторы вполне могут сурово пробубнить Анне Меликян — какая любовь, предвоенное время, родина в опасности, бу-бу-бу; в ответ на что Меликян только подберёт юбки и, хихикая, улетит волшебной феей, растворившись в солнечном и пузырящемся мире своей весёлой и остроумной картины.

Россия, 2015
Режиссёр: Анна Меликян
В ролях: Рената Литвинова, Евгений Цыганов, Равшана Куркова, Мария Шалаева, Василий Рашка, Юлия Снигирь, Владимир Машков
Продолжительность — 115 мин.

«Про любовь» пытается рассмотреть свой предмет изучения максимально честно и с разных сторон — короткие городские новеллы даже скрепляет сюжет о лекции про любовь, на которой Рената Литвинова в качестве лектора проводит различные научные эксперименты для того, чтобы продемонстрировать, как работают всяческие биологические механизмы, чья работа определяет наше внутреннее чувство влюблённости.

Пара косплейщиков, встречающаяся только в образах, пытается посмотреть друг на друга реальных, девушка-секретарша делает сложный выбор между богатым боссом и предлагаемой им со скучающе-пошловатой прямолинейностью судьбой содержанки и любимым безработным балбесом в замызганной съемной однушке с раскладным диваном, влюбленная в русскую культуру японка приезжает в Москву найти русского мужа, художник не может выбрать между двумя музами, блондинкой и брюнеткой, и потому живёт с ними по очереди, сотрудница полиции не может набраться смелости заговорить с коллегой, миллиардер влюбляется в студентку и сомневается в искренности её чувств. «Про любовь», то есть, пусть и в комическом ключе, размышляет о совершенно серьёзных вещах — о разнице между образом, в который ты влюблён, и реальным человеком, о том, можно ли продавать любовь (и если можно, то за сколько), о схожести и несхожести характеров и интересов, о моногамии и полигамии.

Не все новеллы фильма одинаково удачны. Скажем, история про художника Цыганова, при всём атомном обаянии артистки Бортич, не особенно внятно постулирует свою итоговую мысль, да и финальная новелла с Литвиновой, которой, чисто со структурной точки зрения, стоило бы выступать с некоторым подведением итогов всего происшедшего в фильме, вместо этого только путает следы.

К тому же Меликян немного подводит желание непременно выступить в формате народного, максимально доходчиво поданного кино. В погоне за этой доходчивостью она безжалостно нашпиговывает фильм всеми стилистическими финтифлюшками, какие только можно придумать — анимация, полиэкран, смешные титры по экрану, стилизованные под смски и общение в соцсетях, обращение героев прямо в камеру, популярные музыкальные группы, вписанные в уличное пространство.

И страшно с этим перебарщивает, словно учительница, которая, страстно желая привлечь внимание своих ребят к классическому произведению, не только перекладывает его содержание на язык молодёжного слэнга и смайликов, но и исполняет его затем прямо в классе в стиле рэп, предварительно переодевшись в костюм мультяшного персонажа.

Впрочем, за всей этой порой довольно раздражающей мишурой совсем несложно рассмотреть фильм живой и настоящий, сделанный внимательными, чуткими и талантливыми людьми.

Более того, фильм, не стремящийся по примеру большинства современных отечественных развлекательных картин окуклиться в своём собственном безвоздушном мирке. Герои «Про любовь» однозначно ходят по тем же улицам, что и наши настоящие московские друзья и знакомые. Тут ОМОН влетает на сборище косплейщиков в поисках наркотиков, за работу в хорошей компании лучше держаться, мужчины на свидании ведут себя не лучшим образом, и поговорить о Тарковском и Шолохове, в общем, совершенно не с кем.

Фильм Меликян разворачивается не в вакууме, он действительно про нас сегодняшних и про наш сегодняшний день, и на то и другое он смотрит одновременно с некоторой нежностью и без особых иллюзий, примерно как партнёр паре с многолетним стажем на свою вторую половинку. Этакого сочетания качеств в современном российском кино, прямо скажем, не хватает — и «Про любовь», быть может, далеко не идеальное кино, но очень хорошо, что оно такое у нас есть.

Вердикт — остроумное, смешное, нежное, трезвое и нужное, хоть и немного бардачное размышление про любовь сегодняшнего дня

Рекомендуем почитать