Сталлоне и Рокки вместе уже почти сорок лет, но не стоит торопиться тыкать пальцем в Итальянского Жеребца за желание вновь смахнуть нафталин с любимого героя — по его словам, он честно хотел поставить точку фильмом «Рокки Бальбоа». «Крида» придумал молодой режиссёр и сценарист Райан Куглер, сделавший неплохо себя зарекомендовавшую пару лет назад независимую драму «Станция „Фрутвэйл“», вдумчивый пересказ реальной истории об убийстве чёрного парня полицейским на железнодорожной станции.
Режиссёр: Райан Куглер
В ролях: Майкл Б. Джордан, Сильвестр Сталлоне, Теса Томпсон, Фелисия Рашад, Тони Белью, Ричи Костер, Грэм МакТэвиш, Малик Базилль
Продолжительность — 132 мин.
Тут можно было бы поохать на знакомую тему о том, как большой Голливуд незамедлительно всасывает в себя любой мало-мальски проявивший себя талант и тут же пристраивает его на галеры всевозможных бесконечных сиквелов (следом за «Кридом» Куглера уже подписали на «Марвел»-овскую «Чёрную пантеру»). Но в данном случае есть и нюанс — по словам того же Сталлоне, молодой Куглер бегал за ним с идеей «Крида» ещё до съемок «Станции». Актёр отказывался, полагая, что история благополучно закончена. Но когда режиссёр снова пришёл поговорить про это, уже сняв свой дебютный фильм и завоевав внимание киношного мира (на фестивале «Сандэнс», важнейшем мировом смотре независимого кино всех мастей, «Станция» отхватила гран-при фестивального жюри), Сталлоне поразился его настойчивости и решил всё-таки выслушать парня.
Придуман «Крид» и правда довольно здорово. Куглер, как и Сталлоне сорок лет назад, заходит в жанр боксёрской мелодрамы с улицы, пытаясь культивировать в своём фильме подлинную, будничную энергетику внимательного к человеческим деталям реализма. Следить за его попытками довольно интересно — в том числе и потому, что получается далеко не всегда.
Берясь за историю о становлении молодого необъезженного бойца, Куглер в своём фильме забавным образом демонстрирует те же качества, что и собственный герой на ринге. В нём, безусловно, хватает энергии и таланта, настойчивости и амбиций — но не достаёт дисциплины и чёткого понимания, как и в какой конкретно момент всем этим пользоваться. Он точно знает конечную станцию, но плавает с построением самого эффективного маршрута к ней — «Крид» в равной степени построен на не отформатированном сыром вдохновении и досадной неловкости, блестящих интуитивных решениях и обидных просчётах.
Ну, например — Куглер и его соавтор Аарон Ковингтон придумывают молодому Адонису (!) Криду практически гениальную историю происхождения, которая едва ли не впечатывает конфликт прямо ему в гены (он продукт интрижки Крида на стороне, мотавшийся по приютам после смерти матери и позже усыновлённый вдовой покойного боксёра). Для чего — для того, чтобы дальше весь фильм даже не почесаться исследовать это потенциально раздирающее юношу противоречие между своим происхождением, воспитанием и зовом бойцовской крови.
Вместо этого они рисуют своего героя порывистым балбесом без внятного внутреннего бэкграунда, горячим до совершения импульсивных поступков — которые вроде бы меняют всю жизнь ему и его близким, но странно остаются при этом в фильме без контекста и последствий.
То же самое происходит и с предполагаемым реализмом. У Куглера очень здорово получается укоренять свой фильм в настоящем, обжитом уличном пространстве обычных людей, где боксёрский чемпион спокойно тренируется в том же зале, что и ты, а встретить любовь всей своей жизни можно, постучавшись в дверь соседки этажом ниже. Но в то же время композитор фильма всё время норовит перекрыть эту уютную убедительную будничность (лучший момент — случайный парнишка на улице спрашивает героя, правда ли тот сын Крида) настойчиво патетической музыкой, буквально вытряхивающей из зрителя сильные переживания, положенные мелодраме по ГОСТу.
Да и сценарий Куглера и Ковингтона всё время поддакивает композитору в стремлении посильнее жмакнуть по эмоциональным центрам зрителя — и вот весь эмоциональный подтекст истории безжалостно вытаскивается в прямой текст, чтобы дошло даже до самых непрошибаемых, а сюжет всё время делает самые ожидаемые повороты. Понятно, что в случае с мелодрамой таковы правила игры — это должна быть насквозь знакомая история, рассказанная насквозь знакомым образом; но Куглер с Ковингтоном на каждом углу ошибочно принимают за эту знакомость собственную непродуманность, что фильму никак не идёт на пользу.
В середине «Крида» есть такой эпизод — первый важный бой героя, снятый одним бесконечным планом; камера следует за ним из раздевалки на ринг, танцует вокруг него и его оппонента во время боя, уходит вместе с ним на перерыв, снова бросается в бой после удара гонга.
В этом эпизоде есть абсолютно всё, что нужно такому фильму — бешеная энергетика, сумасшедшая вовлечённость, чистые эмоции, уверенная виртуозность, пущенная на дело усиления зрительского переживания, блистательно смоделированная подлинность, гарантирующая чистоту этого переживания.
Если бы весь «Крид: Наследие Рокки» был снят на таком уровне, это была бы (прости, Сильвестр, но это так) лучшая боксёрская мелодрама на свете. Он так не снят. Но в любом случае, чему нас учит вся сага о Рокки Бальбоа, и чему поддакивает этот фильм тоже — главное всё же не победа, а решимость стоять до конца. И с этих позиций «Крид: Наследие Рокки» — всё-таки тоже небольшой триумф; неловкий, несбалансированный, непродуманный, как следует, но искренний и честный.
Вердикт — продолжение хорошего дела — не со всех сторон удачное, но от души