«Секретные материалы» были одной из крупнейших историй успеха в телевидении 90-х.
Жанр: научная фантастика, драма
Сезоны: 10 (202 серии)
Рейтинг IMDb: 8,7 из 10
При этом в 2002-м, аккурат к началу новой эпохи в американском сериалостроении, «Секретные материалы» благополучно закончились. Вернее, ничего благополучного в их финале не было - из-за споров о гонорарах из сериала пропал Дэвид Духовны, харизмы Джиллиан Андерсон с горем пополам хватило ещё на сезон, но грустный финал был неизбежен.
Новый, десятый сезон, начавшийся этой зимой, увы, в основном, расстраивает. Дуэту Духовны и Андерсен радуешься, как родным, этого не отнять — оба выглядят отлично (особенно Андерсен), и знакомые роли даже спустя много лет садятся на них, как влитые.
Но с годами только крепнут подозрения в том, что решением свести на экране двух этих, безусловно, прекрасных людей настоящее волшебство «Секретных материалов» всё-таки исчерпывалось.
За вычетом прекрасного воссоединения Малдера и Скалли эти шесть серий похожи на попытку сдвинуть с места огромный шагающий экскаватор, простоявший без движения дюжину лет — за какие рычаги надо дёргать вроде бы знаешь, но в какой именно последовательности — не вспомнить уже никак. Инопланетные технологии, заговоры элит, похищения людей, правительство скрывает правду — авторы новых «Материалов» словно механически перебирают оставшиеся от прошлых сезонов мотивы, не вполне представляя, как заставить их снова работать.
Махина дёргается, страшно рычит и периодически опасно кренится, но ей всё время что-то мешает.
Самое страшное, впрочем, случается в пятой серии — прибывают агенты Миллер и Эйнштейн, мальчик и девочка, напарники, сведённые вместе волей начальства. Он верит, что возможно всё, она учёный и скептик, фыркающий в ответ на все его предположения, к тому же рыжая. На неоновую вывеску с надписью «Новые герои дальнейших сезонов» не хватило бюджета, понятно — но, чёрт, если эти ребята и правда новые герои «Секретных материалов», то ради них точно не стоило вытаскивать из пыльного шкафа Малдера и Скалли.
В дуэте Духовны и Андерсен даже в минуты борьбы с самыми деревянными репликами и поворотами в сценарии всё равно теплилась какая-то подлинность, настоящая человеческая жизнь, хотя бы в том, как Духовны прятал едва заметную ухмылку, а Андерсен пыталась держать серьёзное лицо.
Они — настоящие живые люди, брошенные в странный и сложный замес, и потому были больше и важнее всего, что пытались навертеть вокруг них. Агенты Миллер и Эйнштейн (Эйнштейн, господи ты боже мой!) же – скучнейшие телевизионные персонажи, которых совершенно не в состоянии оживить ни не особо выразительные актёры, ни настойчиво подсовывающие им параллели с Малдером и Скалли сценаристы.
Новый сезон заканчивается на полуслове, предполагая продолжение. Вот только без магии нашей любимой парочки вряд ли оно будет кому-то нужно.