Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Как это сделано: Алюминиевая долина

Как это сделано: Алюминиевая долина

22.07.2016
7
Разливка алюминия на КрАзе
Красноярская Алюминиевая долина
Инициаторы проекта: РУСАЛ при поддержке Правительства Красноярского края и Алюминиевой ассоциации России
Якорные резиденты: КраМЗ, K&K, СИАЛ, «Скад»
Планируемый объем привлеченных инвестиций: более $200 млн
Новые рабочие места: более 1,2 тыс.

В середине июня на ХХ Петербургском международном экономическом форуме проект красноярской Алюминиевой долины был официально презентован. Напомним, инициатором проекта выступает крупнейший российский производитель алюминия — компания РУСАЛ при поддержке правительства Красноярского края и Алюминиевой ассоциации России.

Идея заключается в реализации мер, которые способствовали бы развитию и расширению кооперационных связей производителя первичного алюминия — Красноярского алюминиевого завода (КрАЗ, входит в ОК РУСАЛ) и предприятий, задействованных в глубокой переработке алюминия. Предполагается, что резиденты инновационной промышленной территории будут работать в Красноярске и Дивногорске.

Авторы проекта уверены, что «долина» привлечет как отечественных, так и зарубежных инвесторов. Потенциальную сумму инвестиций они оценивают в $200 млн, кроме того, на предприятиях «долины» будут созданы около 1,2 тыс. новых рабочих мест.

Глубокая переработка, новые продукты, рост внутреннего спроса

По словам финансового директора КрАЗа Андрея Матвеева, цели создания Алюминиевой долины — развитие глубокой переработки алюминия, разработка и получение новых инновационных высокотехнологичных материалов и продуктов, а также развитие внутреннего рынка. Матвеев особо подчеркнул, что РУСАЛ заинтересован в росте внутреннего спроса на алюминий, для чего и способствует работе вокруг КрАЗа площадок глубокого передела, где будет выпускаться продукция с высокой добавленной стоимостью.

При этом сам РУСАЛ не получит никаких налоговых и прочих преференций — они предусмотрены только для вновь созданных инновационных предприятий и производств Алюминиевой долины. Точно так же не предполагается увеличение объемов производства КрАЗа, следовательно, никакой дополнительной экологической нагрузки проект «долины» не несет.

«Для будущих резидентов Алюминиевой долины проект интересен тем, что они смогут получать металл в жидком виде. Это позволяет снизить затраты на электроэнергию для переплавки твердого алюминия, а также сократить логистические расходы, связанные с доставкой сырья», — отметил топ-менеджер КрАЗа.

«Кроме того, данное объединение будет иметь мощную научно-исследовательскую поддержку в лице вновь создаваемого отраслевого научно-исследовательского центра на базе Сибирского федерального университета и Инженерно-технологического центра РУСАЛа».

Что касается продукции, то в рамках Алюминиевой долины планируется наладить выпуск алюминиевого проката для авиа- и судостроения, компонентов для автомобилестроения, профилей для строительной отрасли, а также катанки и кабельной продукции и других инновационных производств.

От проекта выиграют все

Сейчас активно ведутся поиски и отбор инвесторов и резидентов. Однако в общих чертах модель функционирования «долины» понятна уже сейчас — в настоящее время определились так называемые якорные резиденты, которые давно и успешно сотрудничают с КрАЗом, получая от него первичный алюминий для дальнейшей переработки.

В их числе компании K&K, СИАЛ, «Скад», в также «сосед» КрАЗа — Красноярский металлургический завод (КраМЗ). Пример сотрудничества этих предприятий наглядно иллюстрирует, как будет функционировать Алюминиевая долина.

Так, получая от алюминиевого завода жидкий (расплавленный) металл, КраМЗ производит из него продукцию высокого передела — полуфабрикаты в виде цилиндрических и плоских слитков, катанки, прессованных профилей, прутков, труб, штамповок широкой номенклатуры.

Вся продукция производится в соответствии с отечественными и зарубежными стандартами и находит применение практически во всех направлениях промышленности — от строительства и общего машиностроения до космической отрасли. При этом поставки изделий КраМЗ осуществляет на внутренний рынок, но значительная доля продуктов экспортируется в страны Евросоюза, Азию, Австралию и США.

По словам главного металлурга КраМЗа Владимира Чеглакова, с созданием Алюминиевой долины предприятие связывает серьезные перспективы развития.

«От реализации этого проекта выиграют все. Например, мы рассчитываем на увеличение заказов внутри нашего домашнего региона. В целом, усилится инвестиционная привлекательность нашей отрасли, что для нас особенно важно», — отметил Чеглаков.

«Мы планируем реализовать большой проект по запуску прокатного производства, которое позволит нам выпускать плоский прокат — плиты — продукцию, востребованную в самолето- и судостроении. Сейчас наш прокатный комплекс находится в недостроенном виде и требует инвестиций для дальнейшего развития. Надеемся, с запуском Алюминиевой долины нам удастся их привлечь».

Рекомендуем почитать