В те времена Красноярск тоже активно строился и даже всерьёз мечтал о метро. О транспорте много говорили, планировали, обещали, даже проводили реформы. И тем большее раздражение вызывали у горожан всё те же самые редкие и переполненные автобусы, поездка в которых вскрывала всё худшее в человеке.
«Свалки» в автобусах
«Сколько раз была свидетелем и участником „свалок“ в салонах пассажирского транспорта, — читаем в „Красрабе“ жалобу красноярки С. Батраковой. — Порванные чулки и сбитые с головы шапки при резком торможении или наборе скорости некоторыми водителями автобусов и троллейбусов — это еще мелочи. Бывают и разбитые носы, ушибленные руки — а за стеклом видишь при этом полнейшее (даже подчеркнутое) безразличие шофера ко всему происходящему в салоне. Он хозяин дома на колесах, хозяин ситуации, своим поведением демонстрирует пренебрежение к людям. Один только раз я слышала во время такой „свалки“ голос водителя по микрофону: „Извините“».
Когда в 1986 году проспект Мира стал пешеходным, транспортная проблема только усугубилась. «На остановках общественного транспорта в центре города — „стадион Локомотив“ и „улица Перенсона“ — вечно теперь толчея, места всем явно не хватает. До нужного тебе автобуса или троллейбуса порой не успеваешь добраться», — писал инвалид войны И. Крюков.
Бабули-грубиянки
Красноярцы поднимали и более неожиданные проблемы. Так, в одной из газет за 1986 год есть жалоба на нахальных старушек — описываемый случай произошёл в автобусе № 43:
«Освобождалось переднее место, рядом с ним стояла девушка 18-19 лет, а за ней бабушка. Старушка, видя, что место освобождается, оттолкнула девушку, да еще назвала ее „молокосоской“. А ведь эта девушка и не стремилась занять место». Автор письма замечает, что пожилые люди в автобусах к тому же редко предлагают взять на руки ребенка: «Наши красноярские пенсионеры не являются примером для молодых людей в плане вежливого и образцового поведения. Они могут позволить себе накричать, нахамить, насорить на улице».
Осенью 1986 года в городе провели оригинальную транспортную реформу — был введен бескассовый метод работы городских автобусов. Нужно было заранее покупать проездные или «разовые абонементные талоны» (то есть обычные билеты). Горожане, а особенно гости города, совсем не оценили нововведение.
Суета вокруг билетов
Местный комитет народного контроля возмущался: люди «упорно не желают» покупать билеты в автобус заранее. Всего за два первых месяца работы новой системы во время рейдов и контрольных проверок в автобусах попалось пять с половиной тысяч «зайцев». Их оштрафовали — на 12 267 рублей.
«Большой процент транспортных „зайцев“ дают работники завода „Красмаш“... Имелись случаи, когда работники завода отстаивали свое право на безбилетный проезд с помощью кулаков. 24 сентября 1986 года, например, Игорь Яковлев при задержании проявил хулиганские действия: ударил контролера. Было возбуждено уголовное дело, он осужден: лишен свободы на два года условно», — стращала газета горожан.
Однако из писем в газету можно узнать, что работала система, мягко говоря, странно. Купить билет было подчас непросто, и некоторые оказывались безбилетниками не по своей воле.
«В автобусе не смогла купить билета: водитель один-два билета не продаёт, бери у него сразу пачку, — сетовала гостья Красноярска Наталья Черкашина. — Обратилась к пассажирам — и у них сочувствия не нашла. На остановке „Предмостная площадь“ меня грубо схватили за руку и потребовали штраф. Что ж, возьмите, я и не собиралась скандалить. Наутро сажусь в автобус маршрута № 27. Прошу водителя дать без сдачи один билет: ведь я еду в аэропорт и когда еще вернусь в Красноярск, неизвестно.
Водитель отвечает: „Бери пять билетов или выходи“. Спасибо, выручили пассажиры — продали билет. Подходила я к некоторым киоскам „Союзпечати“, но там не продавали билетов на общественный транспорт».
Метро к концу 90-х
А вот бодрая статья в «Красрабе» (ее автор — нынешний заместитель губернатора края Василий Нелюбин, тогда работавший в газете журналистом) обещает городу открытие первой очереди метро к концу 90-х годов. Добавим, что под первой очередью тогда понимали целых 12 станций — от Высотной до Коркино, это почти всё левобережье.
Руководитель проектного треста Михаил Шорохов радовался тогда, что им с коллегами удалось перевыполнить план — провести изыскательские работы на год раньше обозначенного срока. Жаль, не помогло...
Чтобы не заканчивать на минорной ноте, посмотрите сюжет об идеальном водителе красноярского троллейбуса Иване Антипине.