Услуга начала действовать с середины марта 2019 года — до этого момента жители края точно так же приходили в многофункциональные центры, чтобы, например, получить страховое пенсионное свидетельство, оформить сделки с недвижимостью или документы на материнский капитал, но запасались терпением. Для того, чтобы получить желаемое, приходилось брать несколько талончиков в разные электронные очереди и нести с собой больше бумаг.
— 64 офисами в каждом городском округе и муниципальном районе края (в том числе — 10 подразделений МФЦ в Красноярске);
— 136 сельскими подразделениями.
Ежегодно за государственными и муниципальными услугами обращаются более 3 млн заявителей.
При этом, как уточняют специалисты МФЦ, очень часто посетители оформляют сразу несколько документов в связи с типовыми жизненными ситуациями — например, если родился ребенок, то нужно получить свидетельство о рождении, оформить материнский капитал и пособия, встать в очередь в детский сад и т. д. Так родилась идея предоставления услуг по комплексному запросу, когда один специалист центра оформляет несколько документов на один запрос.
Раньше на получение полного пакета документов для новорожденного и оформления пособий родители тратили несколько дней, поскольку нужно было составлять несколько заявлений и направлять запросы в ведомства нескольких уровней, то теперь достаточно заполнить один бланк — все остальное сделает сотрудник МФЦ. Заявителю останется только дождаться, когда документы будут готовы, чтобы забрать их.
«При рождении ребенка мамочка обращается и в пенсионный фонд, и в соцзащиту бежит, и в ЗАГС, а теперь мы эти услуги можем комплексным запросом сделать едино. И речь не только о региональных услугах, но и о федеральных — например, бывает, что в связи с рождением ребенка нужно заказать справку о кадастровой стоимости жилья или выписку из ЕГРН, то есть оформить услуги, не связанные напрямую с малышом. Мы сегодня в рамках одного комплексного запроса можем комбинировать их друг с другом как угодно», — рассказывает заместитель директора КГБУ «МФЦ» Светлана Малолыченко.
На сегодняшний день из общего перечня услуг МФЦ сформированы списки услуг по шести типовым жизненным ситуациям:
- утрата документов;
- выход на пенсию по старости;
- рождение ребенка;
- сопровождение своего дела (малое предпринимательство);
- трудная жизненная ситуация;
- утрата близкого человека.
Услугами комплексных вопросов воспользовались уже больше 100 красноярцев — и это только начало.
От теории к практике
Единой системы работы по новой системе в многофункциональных центрах страны не было, поэтому на разработку программы комплексных запросов потребовалось несколько месяцев — в это время велись переговоры о взаимодействии с органами власти всех уровней, проводились обучающие семинары, принимались акты для стандартизации процедур. Внедрение комплексного запроса было разработано министерством экономики и регионального развития Красноярского края в соответствии с рекомендациями федерального законодательства.
Как уточнил министр экономики и регионального развития края Егор Васильев, с момента внедрения услуги прошло всего два месяца, а практика уже показывает, что принятый правительством края порядок востребован у населения.
«Люди доверяют сотрудникам МФЦ представлять себя в запросах „по цепочке“. Все типичные жизненные ситуации, к сожалению, сталкивают нас с бюрократией. Посредником между человеком и системами становится сотрудник многофункционального центра. Конечно, было непросто настроить работу — в процесс вовлечены федеральные, региональные и муниципальные органы власти — тем не менее мы справились, и текущий режим в спокойном формате работы это подтверждает», — подчеркнул министр.
Светлана Малолыченко добавила, что новый шаг в развитии сети многофункциональных центров не противоречит основной идее их создания — это реализация принципа «одного окна», когда жителю края не нужно получать документы в разных местах или платить за ускорение процесса посредникам. Созданные на территории региона МФЦ позволяют получать более 500 услуг в одном месте, в удобное время и без взаимодействия с чиновниками.
Большие планы
Комплексные запросы в истории развития многофункциональных центров Красноярского края — не верхушка благополучия, а шаг на пути развития. Уже сейчас правительство обсуждает новые способы сделать получение документов быстрее и удобнее для населения.
В планах — дополнить перечень услуг, которые можно будет получить без очередей и лишних нервов. Похоже, со временем жители края забудут, что когда-то на оформление документов нужно было тратить столько сил, потому что дальше — только лучше.
Интернет-газета Newslab,
фотографии Алины Ковригиной