Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Большой переполох в малом Китае - Домашний кинотеатр

Большой переполох в малом Китае - Домашний кинотеатр

27.04.2009
6

Произведение из серии «Великие развлекаются» — хоррор-мэйкер Джон Карпентер, автор канонических «Хэллоуина» и «Нечто», забацал в 1986 году эту легкомысленную сказочку, про водителя грузовика (Курт Рассел), волей случая оказавшегося в центре разборок древнекитайских волшебных кланов, перетащивших свои распри в Китайский квартал Сан-Франциско.

В принципе, в фильме с самого начала задаётся нарочито легкомысленная интонация — Рассел играет такого разгильдяя тире водителя грузовика, который в Китайском квартале с похмелья ввязывается в неприятности. Сначала в аэропорту похищают девушку его друга-китайца, пока он, дыша перегаром, пытается кадрить блондинку-юристку (молодую Ким Кэтролл, кстати), потом попадает в разборки банд и теряет свой грузовик, который остаток фильма не очень-то успешно пытается вернуть. На десятой, что ли, минуте с неба прилетают три волшебных китайца в огромных плетёных кашпо на головах и начинают метать молнии — а дальше здравый смысл и вовсе вежливо выходит за дверь, и начинается такая милейшая восьмидесятническая свистопляска.

Китайцы летают по воздуху, время от времени из-за угла необъяснимо высовывается какая-нибудь огромная рожа, в неё стреляют чем-нибудь магическим, она тут же пропадает. Рассел с явным удовольствием играет замечательного идиота — он формально ведёт себя, как крутой герой, но толку от него, как правило, ноль. Перед началом решающей битвы, например, он в качестве призыва к атаке палит из автомата вверх — после чего его почти на всю битву вырубает свалившимися на башку кусками штукатурки. Карпентер, у которого этот фильм красиво расположился между элегическим «Человеком со звезды» и мрачнейшим «Князем тьмы», с огромным удовольствием включает здесь дурака — его пародийная феерия ни на мгновение не принимает сама себя серьёзно и не позволяет делать это зрителям. Скажем, главный злодей, китайский маг возрастом в две тыщи с лишним лет, должен жениться на девушке с зелёными глазами, которая вернёт ему молодость (та самая китаянка, которую похищают для этого в аэропорту). Однако когда ему на пути попадается и зеленоглазая Ким Кэтролл, он решает жениться и на ней тоже, так, для компании. И тут примерно всё так происходит, вплоть до дурашливого финального кадра, который как бы намекает на сиквел, которого, понятное дело, никогда не было. Ужасно мило всё это.

(Вот, кстати, интересная мысль, которую можно осмыслить — значимость образа водителя грузовика для американской культуры 80-х. Там же реально было полно фильмов про таких вот настоящих мужиков, работяг в пропотевших майках и с крепким правым хуком — какой-нибудь «Изо всех сил» со Сталлоне, или тот же «Конвой» Сэма Пекинпа, вообще гимн всех тракеров. Они в 80-е как будто сменили на посту последних истинно свободных героев всяких семидесятнических трагически-экзистенциальных персонажей типа гонщика Ковальски из «Исчезающей точки». Но вообще, это отдельный разговор, конечно).

С.М.

Рекомендуем почитать