Полагала, что о последней премьере Красноярского музыкального театра «Слуга двух господ, или Проделки Труффальдино» высказалась достаточно объемно. Однако реакция на рецензию убедила меня в обратном. Кажется, некоторые захотели погорячее?
Давно заметила — когда людям нечем крыть, начинают все сводить к мифическим личным счетам. Спектакль не понравился? Ну, это у журналиста явно к режиссеру/актеру/вахтеру что-то личное. Можно до хрипоты доказывать обратное. Но после очередной публикации найдется некто, кто с маниакальным упорством заведет все ту же пластинку.
Не сомневалась, что и на рецензию о новой постановке «Слуга двух господ, или Проделки Труффальдино» услышу старую песню. Услышала, позабавилась. Но потом некоторые защитники спектакля ударились на форуме в откровенное хамство. Когда у театра такие, прости Господи, друзья — врагов не надо.
А теперь немного закулисья. Для большей ясности.
«Труффальдино» в репертуаре Красноярского музыкального театра появился волей случая. На закрытие сезона планировалась «Веселая вдова». Но Олег Портнягин (которому недолго осталось числиться главным режиссером этого театра) сорвал выпуск. Пришлось в срочном порядке искать замену, чтобы не потерять выделенные из бюджета деньги. Сама директор театра Наталья Русанова признает, что «Труффальдино» — вынужденный компромисс, других вариантов на тот момент не оказалось. О чем Цехановский на пресс-конференции накануне закрытия сезона высказался в присутствии директора с нескрываемой обидой. Кто-то еще сомневается, что это последний спектакль Цехановского на большой сцене музтеатра?
Во время репетиций было столько скандалов, что некоторых актеров друзьям приходилось буквально откачивать. А кто-то даже хотел отказаться от работы с Цехановским. Сжав зубы, доработали до конца — но исключительно из чувства ответственности перед театром. Зато вряд ли г-н режиссер сможет рассчитывать на этих актеров в следующих спектаклях. Заслуженные артисты России Наталья Горячева и Владислав Питальский уже давно категорически отказались с ним работать. И это только начало.
Нередко актерам (особенно на премьере) не удается сполна воплотить режиссерский замысел. Но если есть этот пресловутый замысел и верное распределение ролей, со временем, как правило, все встает на нужные рельсы. Со спектаклями Юрия Цехановского другая история — актеры признаются, что работают у него во многом ВОПРЕКИ указаниям режиссера. Ибо делать так, как настаивает он — все сведется к спущенным штанам.
О конъюнктуре его постановок, безбожном снимании сливок с материала, известного широкой публике, я уже говорила. Юрий Цехановский столь же нещепетилен и в соблюдении авторского права. Именно по этой причине его антрепризным спектаклям отказано в прокате на сцене Дома актера. А недавний выпуск еще одного такого спектакля «Мизери» по Стивену Кингу стал очередной новостью для Российского авторского общества. Г-н Цехановский по своему обыкновению не счел необходимым уведомить об интересе к этому материалу агентов Кинга в России.
Прогноз на будущее? Как только в Красноярском музыкальном театре появится главный режиссер-профессионал, г-н Цехановский вряд ли там надолго задержится. Либо будет вынужден довольствоваться рутиной вроде постановок заказных концертов к очередному производственному празднику.
Елена Коновалова, фото с сайта театра.