Главная
>
Статьи
>
Культура
>
А на войне как на тебе

А на войне как на тебе

22.12.2009
0

В схватке века — Джеймс Кэмерон против Кэтрин Бигелоу в борьбе за звание лучшего режиссера, которая, скорее всего, перекинется и на «Оскар» в этом году — на днях произошёл забавный поворот. Ребята с довольно влиятельного киноблога «/Film» написали большой подробный документ об «Аватаре», в котором, среди прочего, подробно объяснялось, почему «Аватар» достигает успеха там, где «Повелитель бури» «терпит неудачу».

Автор текста считает, что антивоенный посыл фильма Кэмерона и его неприкрытая критика вторжения Америки в Ирак (или во Вьетнам до этого) — одна из самых сильных его сторон. В то время как Бигелоу в «Повелителе буре» обходит стороной невероятное лицемерие со стороны американских властей, развязавших описанные в её фильме конфликты, и катастрофические исторические последствия их действий в Ираке; причем не просто обходит, по мнению автора, а практически трусит перед лицом этих важнейших тем.

Подобная постановка вопроса сама по себе чрезвычайно забавна — по сути, её автор выходит к нам с высказыванием в духе «Здравствуйте, я не люблю и не умею думать, поэтому, пожалуйста, возьмите какую-нибудь простейшую мысль и вколотите мне её в голову сапогами». То есть, у меня лично с кэмероновской прямолинейностью никаких проблем нет; наоборот, эта его привычка на пальцах показывать простейшие важные вещи мне всегда казалась симпатичной. Вот с Бигелоу тут всё интереснее; во-первых, позиция относительно американских властей в её фильме ЕСТЬ, и она довольно чёткая и жесткая; просто, ну, она не на поверхности там немного лежит, нужно прислушаться чуть-чуть, чтобы её поймать.

Это раз, а два — рассматривать и «Аватар», и «Повелителя» в контексте более-менее сиюминутной конкретной войны всё же несколько мелко. Мне кажется, любой автор стремится рассказать универсальную историю, применимую к человеку любого времени и любой ситуации — и у Кэмерона, и у Бигелоу это отлично получается. В «Повелителе» совершенно фантастически показано то, насколько лишними, чуждыми, на каком-то вселенском практически уровне неуместными являются эти американские солдаты на чужой земле — и если в этом нет критики любых военных действий, то я не знаю, в чём ещё её можно искать. То есть, если говорить совсем грубо, автор текста ставит рядом огромный красочный плакат, на котором три слова с восклицательным знаком, и толстую книжку — и говорит, что плакат лучше и важнее, потому что понятно всем-всем. Может, это и здорово, что понятно — но вообще произведения искусства вроде бы принято немножко с других позиций оценивать.

Да, раз уж у нас опять зашёл разговор за «Аватар», есть вот какие славные новости — может, в мировом прокате фильм рекордов не побил, зато поставил абсолютный рекорд в прокате российском. 21 миллион долларов за первые четыре дня — таков его результат; самый большой из всех не-американских кинорынков. Серьёзно, не правда ли? Мы, короче, молодцы, я считаю.

С.М.

 

Рекомендуем почитать