Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Бездна - Домашний кинотеатр

Бездна - Домашний кинотеатр

28.12.2009
9

В честь «Аватара» решил освежить в памяти тот фильм Кэмерона, который давнее всего не видел. Впрочем, вру — ещё давнее я не пересматривал «Титаник», но его я не особо, если честно. А «Бездна» — это такое кино, которое я могу пересматривать вечно. И ещё я на нём всегда плачу, но об этом тссссс.

Эту историю про столкновение исследователей-подводников с окопавшимся на недостижимой глубине внеземным разумом Кэмерон вроде бы придумал ещё в студенчестве. (Вот и ещё один хозяйственный сочинитель; как Люк Бессон совсем, у которого ничего не пропадает. Кстати, возможно, этим и объясняется некоторая схематичность кэмероновских сюжетов — он их просто по молодости придумал все, хаха!) И это, кажется, первый его большой глубоководный проект — это как раз перед её съемками Кэмерон увидел кадры погружений к «Титанику» и сделался на всю оставшуюся жизнь ушибленный этой темой. У «Бездны» какая-то дико сложная история создания — её снимали в недостроенном ядерном реакторе, в который влили семь миллионов галлонов воды, всем участникам съемок пришлось для начала стать сертифицированными дайверами. А про дикую работоспособность Кэмерона, который изматывает всех на площадке, давно ходят легенды — так он и в аквариуме этом всех так же гонял. Они все по 10 часов сидели под водой, Кэмерон там однажды чуть не утонул, потому что настолько увлёкся процессом, что забыл кислородный баллон поменять. Исполнители главных ролей Эд Харрис и Мэри Элизабет Мастронтонио после завершения съемок «Бездны» с Кэмероном больше никогда не разговаривали — а ведь двадцать лет уже прошло. Кэмерон к тому же в процессе съемок разводился с женой, которая как раз продюсером на фильме была — в общем, всем было ужасно весело.

Но вообще интересная штука — при всех этих закадровых сложностях с фильма всё, как с гуся вода. Ну да, он вроде провалился в прокате и считается чем-то вроде грандиозной неудачи Кэмерона — но, по мне, так кино совершенно замечательное. Тут у Кэмерона все его фетиши выстроились в ряд — и подводные съемки, и технологические эксперименты (сцена со щупалкой из воды для своего времени диким прорывом вообще была, это же как раз первые уверенные шаги Industrial Light and Magic, которые Кэмерон через два года в золото отольёт в «Т2»), и магистральная антивоенная тема, и посыл о том, что главное в жизни — это любовь. В этом плане ужасно интересно смотреть финал, в котором инопланетяне объясняют Эду Харрису, что почём, именно сейчас — полное ощущение, что Люк Бессон свой финал для «Пятого элемента» именно здесь подсмотрел; там ровно то же самое почти теми же словами. Только лучше даже — потому что Уиллис про любовь начинает говорить, когда его спрашивают, а Харрис сам, естественным образом, не зная, что он вообще-то на экзамене сейчас.

Да и в остальном там всё очень круто — Кэмерон два часа сорок минут такой темп держит, что красота просто, не оторваться. (Я первый раз «Бездну» смотрел лет в 12, по кабельному телевидению с ненастроенным сигналом — цвета не было, изображения практически тоже, только звук был, но даже так я до конца досмотрел, потому что невозможно было иначе). Там вся эта подводная клаустрофобия отлично передана — там почти всё время ощущаешь, что у тебя над головой эта немыслимая толща воды есть. Ну, и это, наверное, единственный фильм на свете, в котором есть гонки на батискафах на поражение. Плюс секретное оружие — две односторонние сцены между Харрисом и Мастронтонио, сначала где они тонут, и он потом её оживляет, а потом где она с ним разговаривает, когда он в самую бездну погружается. Эти две сцены у меня в списке личных слабостей — я их не могу просто спокойно смотреть, это как фильм «Белый Бим, черное ухо», спрессованный в две-три минуты, причем дважды.

С.М.

Рекомендуем почитать