Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Школа рока — Домашний кинотеатр

Школа рока — Домашний кинотеатр

17.02.2010
2

С утра вдруг обнаружил, что пою про себя песню из линклейтеровской «Школы рока», пересмотренной недели полторы назад. В связи с этим подумал, что надо и поговорить про фильм хоть как-то. Он ведь хороший всё-таки.

Вообще, почему к «Школе рока» можно относиться с подозрением (и даже презрением), понятно прекрасно. Она вся собрана исключительно из самых проверенных временем клише. Симпатичный балбес, выдающий себя за другого; сближение с детьми; финальная Битва групп; понимание важности собственного самовыражения; бла, бла, бла. Плюс очень обильная рок-начинка этого фильма в целом, конечно, весьма веселит, но транслирует такую несколько раздражающую многих меломанов точку зрения - что рок это, конечно, очень круто, но ничего, сделанного меньше тридцати лет назад, за «настоящий» рок считать не стоит. То есть, Deep Purple, Led Zeppelin, Rush и AC/DC - это всё правда здорово, но сколько можно-то уже.

Это всё вполне справедливо - но у «Школы рока» на все эти претензии есть три очень убедительных ответа. Во-первых, это Джек Блэк. Его амплуа энергичного балбеса здесь, наверное, приходится к месту как нигде более; даже в своём собственном проекте Tenacious D, где Блэк изображает примерно то же самое, выходит скорее преувеличено-комически, а здесь получается как-то по настоящему. Во-вторых, это дети. Здесь какие-то потрясающе настоящие дети - им веришь безоговорочно. Линклейтер их для фильма искал исходя из их умения играть на инструментах в первую очередь - и в результате получилось, что им всем пришлось играть практически самих себя, от чего, по видимому, они и держатся так естественно.

Ну, а к третьему ответу мы уже подобрались - это сам режиссёр, Ричард Линклейтер. Как человек, за плечами которого и серьёзные драмы, и формалистские эксперименты, и поколенческие манифесты, Линклейтер прекрасно разбирается и в механике кино, и в том, как важен для любой истории искренний человеческий элемент. И в «Школе рока» он осторожно, но уверенно манипулирует всеми этими старыми клише, про которые я выше писал - такое ощущение, что он их такой влажной тряпочкой протирает, пока они опять не начинают сиять в полную силу. Короче, это такое беззастенчиво-позитивное кино, на котором совершенно не стыдно честно переживать и сильно радоваться в финале. Тем более там в финале поют вот такую песенку - с которой, кстати, и начался наш сегодняшний разговор. В ней, в принципе, весь фильм - понятно, что всё очень простенько сделано, но всё равно неотразимо. Потому что от души.

С.М.

 

Рекомендуем почитать