Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Сомнение — Домашний кинотеатр

Сомнение — Домашний кинотеатр

05.05.2010
4

Камерная драма Джона Патрика Шэнли, действие которой происходит в церковной школе. Фильм, удостоившийся четырех актёрских номинаций на «Оскар» — при том, что в пьесе, что лежала в основе фильма (автором пьесы был сам Шэнли) было вообще ровно четыре персонажа.

Собственно, ключевые персонажи этой истории — строгая директор церковной школы сестра Алойшиус (Мэрил Стрип), молодая учительница сестра Джеймс (Эми Адамс), популярный в приходе священник отец Флинн (Филипп Сеймур Хоффман) и мама одного из учеников, миссис Миллер (Виола Дэйвис). Сын миссис Миллер Дональд — первый чёрный ученик в школе (а это, на минуточку, 1964-й год, Бронкс); и сестра Алойшиус подозревает, что интерес отца Флинна к Дональду несколько выходит за рамки служебного. Однажды сестра Джеймс замечает, что Дональд возвращается с частной беседы с отцом Флинном подавленным и от него немного разит алкоголем. Она сообщает об этом директору, и дальше начинается такая сосредоточенная битва умов и воль — почти два часа сплошных разговоров, снятых при этом так, что не оторваться.

Шэнли тут делает очень интересную штуку — он берёт очень консервативное, жестко структурированное и формализованное сообщество, в котором о многом попросту немыслимо говорить вслух, а потом хлоп и помещает абсолютно всю драму в это вот пространство невыразимого словами. От этого в «Сомнении» мгновенно генерируется дикое внутреннее напряжение — там героям так приходится вокруг неназываемых вещей словесно прыгать всё время, что просто загляденье. Сам фильм, кстати, тоже сначала довольно ловко ходит кругами, не давая конкретных ответов, а потом и вовсе парадно уходит совсем в другую сторону — вопрос вины или невиновности отца Флинна оказывается совершенно не принципиальным. «Сомнение» получается совсем не об этом — а скорее о способности к осуждению человека, и о склонности человека к греху в целом, и даже отчасти о борьбе старого с новым (там конфликт усугубляется ещё и тем, что отец Флинн такой новатор и реформатор, а сестра Алойшиус стеной стоит за консерватизм и старую школу).

То есть, понятно — если не вдаваться в подробности, то всё, что в «Сомнении» происходит, можно легко списать на такой суховатый конфликт умозрительных идей. И это правда было бы именно так, если бы не актёры — они как-то вытаскивают фильм на более живой и человеческий уровень. Причем не только Стрип с Хоффманом — про них-то давно понятно, что эти что угодно сыграют так, что не оторвёшься — но и Эми Адамс с Виолой Дэйвис тоже. У Адамс тут незавидная задача быть таким человеческим центром истории между двумя титанами — и она справляется прекрасно. А Дэйвис — у неё по сути одна длинная сцена всего, но это очень крутая сцена.

Да, а ещё один герой этого фильма — оператор Роджер Дикинс. Фильм совершенно упоительно снят — там со светом всё ужасно здорово устроено, причем как на уличных, так и на внутренних съемках. Даже странно, что его не номинировали на «Оскар» за этот фильм — впрочем, в этом же году его номинировали за «Чтеца», так что всё в норме, наверное.

Сергей Мезенов

Рекомендуем почитать