На самом деле этот фильм называется Trick ’r Treat — фирменная фраза детей, выпрашивающих конфеты на Хэллоуин. Это режиссерский дебют Макйла Догерти, соавтора сценария сингеровских «Людей Икс» и «Возвращения Супермена». Не знаю, может, со временем это пройдёт, но вот прямо сейчас, по горячим следам, кажется, что это натурально новая жанровая классика.
У фильма довольно печальная история — его сделали чуть ли не три года назад, и Warner всё это время мурыжили его на полке, а в конце концов тупо слили на двд. При этом фильму таки удалось просочиться на некоторые внутренние и тематические американские фестивали — и реакция хоррор-сообщества в интернете и киношных блогов вообще была просто фантастически позитивной. Но этого, видимо, было недостаточно, чтобы оправдать прокат фильма в кино. Вообще, видно, что в американской индустрии ужасов всё не слава богу — когда богомерзкая фигатень вроде бесконечных «Пил» или недавнего «Кошмара на улице Вязов» с помпой выбрасывается на весь мир, а мощному, смешному, красивому и, что самое главное, оригинальному фильму вроде «Кошелька» даже шанса проявить себя в прокате не дают. Уроды.
В «Кошельке» рассказываются четыре истории, происходящие в небольшом городке как раз в Хэллоуин. В одной директор школы учит сынишку делать тыквенные фонарики не только из тыквы, в другой приезжие девушки ищут себе спутников (с непредсказуемыми последствиями), в третьей школьники разыгрывают свою одноклассницу на месте давней трагедии (разумеется, зря), а в четвертой старому затворнику преподаёт урок хэллоувиновского этикета некто странный. Причём все эти истории существуют не сами по себе, а весьма остроумно переплетены между собой. Догерти много шалит — вводит персонажей одной новеллы на задний план другой, немножко сбивает хронологию — странные моменты из одной истории получают затем полновесное развитие в другой. В финале вообще здорово — из-за этой сбитой хронологии получается так, что последний кадр как бы ведёт к первому, и фильм закольцовывается.
Впрочем, умничаньем со структурой таланты Догерти вовсе не исчерпываются. Он не только изобретательный придумщик, но и отменный постановщик, с такими слегка старомодными (т.е. самыми правильными) представлениями о прекрасном в хорроре. В его фильме роскошная атмосфера — такой страшной сказки, с несколько макабрическим, но неотразимым чувством юмора. Практически в каждой истории есть по несколько удивительных поворотов — когда тебе кажется, что ты уже понял, что конкретно здесь происходит, но потом выясняется, что ничего подобного. Ну, и с точки зрения режиссуры тут всё здорово сделано. А самое классное, что всё это провернуть Догерти успевает за какие-то час пятнадцать. Обалдеть просто. Я вот сейчас сижу пишу всё это и понимаю, что уже хочется пересмотреть. Вот как надо.
Сергей Мезенов