Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Сегодня собрались

Сегодня собрались

10.07.2010
2

Ладно, раз уж дождь перебил все планы на вечер 9 июля, пусть это отразится и в блоге — запланированная первая часть про этот день станет второй.

Народу на «Кольце» правда стало больше. И всего остального тоже — площадок (помимо малой и большой фестивальной добавились ещё обрядовая площадка, этнокинотеатр с собственной площадкой и программа под названием «Этноинтерактив», проходящая на центральной площади Шушенского (я ещё не дошёл посмотреть, с чем это едят)), торговых точек, милиции, а также денег за парковку и места в палаточном городке и у жильцов на квартирах. Если говорить в плане бизнеса, то «Кольцо» в этом году, судя по увиденному за один день, должно совершить могучий качественный рывок в плане прибыли — потому что под увеличение народного интереса тут красиво подогнали повышенные цены, и это такой безотказно простой приём, который не может не сработать.

Да, волновавший меня вопрос с запретом на алкоголь решается довольно просто — с одной стороны, да, на входах висят таблички про то, что алкоголь запрещён, и милиция людей с банками в руках просит допить перед входом (они стоят и допивают, сам видел). С другой же, прямо перед входом на стадион точка с разливным пивом, в двух шагах от бочки с квасом. Ну, и людей, проходящих на стадион с большими сумками, никто и не планирует проверять — так что вместе с теми, кто допивает у входа, я сам видел и тех, кто преспокойно разгуливает по стадиону с литровыми пивными жестянками в руках. То есть, мудро всё сделано, на самом деле — и мы вроде как запретили, и вы вроде как подчиняетесь. Равновесие в природе.

Впрочем, ладно, о чём это я — я же тут вроде поставлен про культуру всякую говорить. Давайте к ней и перейдём. К программе первого дня.

Началось всё с отличного совместного выступления Натальи Нелюбовой и барабанного коллектива «Рим-Шот» — это был такой бешеный рок-джем между группой Нелюбовой и командой перкуссионистов, в котором выигрывали сразу все. Потом нам спел академический хор отдела образования и культуры поселка Шушенское — одну песню пафосную и про Россию, а вторую совершенно замечательную. А следовавших далее кемеровский ансамбль танца «Кунучек» и таймырский народный ансамбль песни и танца народов Севера «Хэйро» объединяло одно проблемное пристрастие — желание осовременить своё этническое наследие, выражавшееся почему-то в таких топорно кабацких аранжировках а-ля «умца-умца».

Понятно, как приём под названием «сделаем этнику так, чтобы пипл хавал» это, может, и работает (сам слышал, как тем же эвенкийским девушкам из прошлого поста, певшим под одну рудиментарную перкуссию, кричали «Музыку давай, а не барабанный бой», а когда включился минус, все одобрительно так загудели). Но вот у тех же «Хэйро» половина программы была настоящая — и она была завораживающая совершенно. А когда они пионерскими голосами под синтезаторный фон читают что-то вроде «О Таймыр, изумительный мир, лучшее место на земле» (у них было в рифму, это я забыл, как там) — ну я не знаю, этому где-то в ресторане место (типа «Кухня народов Севера»).

Ещё было много хороших детей. Были девчонки из красноярской фольклорной студии «Верба» — с отличными тягучими русскими народными а капелла на двоих (хотя потом вышла куча детей помладше, из той же студии, и затянула что-то вроде бодрое, но бесконечное). Но, вот кстати про этих девчонок — признаюсь, меня они купили с потрохами даже не самим пением (которое было отменным), а моментом, когда они внезапно песню закончили, а публика ещё не очухалась, что хлопать пора, и вот в этой секундной тишине на весь стадион одна из девчонок выдыхает в микрофон — «Ой». Был потрясающий 13-летний мальчик Роман Усольцев — с хорошим проникновенным голосом, но манерой испуганного кролика с свете фар; ровно до тех пор, пока его не спросили о планах на будущее, и он браво не ответил «петь здесь каждый год». Ещё минусинская «Сибиринка» — она, кажется, реально каждый год приезжает, но смотрится всегда отлично и продумано. (Хотя знаете — я тут только что перечитал свои записи с прошлых «Колец» и с удивлением обнаружил, что это у меня фальшивые воспоминания искусственной личности: я их, оказывается, ни разу не видел и не упоминал вообще. Поэтому скажу — «Сибиринка» была прекрасная и брала не только душевным детским пением, но и чётко отрепетированным шоу).

Но наибольшее впечатление в этот вечер произвели почему-то люди, предпочитающие минимализм. Например, прекрасный алтаец Алексей Топчин — сидел один в шапке со своим двухструнным инструментом, а больше ничего и не надо было. Или якут по имени Саарын — у него даже и инструмента не было, только национальный костюм, но всё равно было замечательно. И совсем хороша оказалась группа «Турбодзен» из Люберец, даже несмотря на своё название и место происхождения — это были трое ребят с варганами, а варган, как оказалось, в таких количествах и на такой громкости может звучать натуральным оружием массового поражения. В нём правда столько всего услышать можно — и ритм, и перкуссию, и духовые, и препариванные гитары, и цифровые эффекты. Я не знаю, сложно без звуковых примеров объяснить, как музыка трёх парней с варганами может бить по мозгам примерно так же, как лучшее техно — но вот у «Турбодзен» такие моменты в выступлении были. Забавно было, что группа «Айархан», занимающаяся отчасти чем-то подобным, в полном составе выбежала люберецких слушать — и улыбалась радостно и хлопала в ладоши. То есть, мне не померещилось, что они отличные, ура.

Ох, ну что ж. Пойду сушиться и набираться сил для следующего дня. Надеюсь, удастся обойтись без экстремальщины. А, да — забыл сказать, что в этот первый день «Саянского кольца» я как-то умудрился почти никого не встретить. Это странно — обычно происходит ровно наоборот. Надеюсь, это правило первого дня завтра тоже не будет подтверждено. Оставайтесь на связи, впереди ещё столько всего.

Держусь изо всех сил, ваш Сергей Мезенов

Рекомендуем почитать