Тихая человеческая драма о возвращении к жизни, от режиссера и сценариста Тома МакКарти.
Главный герой — профессор Уолтер Вэйл (прекраснейший Ричард Дженкинс), человек, после смерти жены и отъезда взрослого сына в Лондон живущий практически на автопилоте. 20 лет он читает в своём университете один и тот же курс и каждый вечер по пути домой покупает одну и ту же бутылку вина. Случай заставляет его выехать в Нью-Йорк на конференцию, где он обнаруживает, что кто-то обманом поселил в его пустующей квартире пару иммигрантов, жизнерадостного сирийца Тарека и настороженную сенегалку Зайнаб. Поняв, что идти им особо некуда, он позволяет им на время остаться в его квартире — и со временем начинает с большим интересом поглядывать на джембе, африканский барабан, на котором Тарек играет днём в парке и по вечерам в кафе с джазменами.
«Посетитель» весь сделан на полутонах — при том что ко второй половине фильм выходит на довольно серьёзные масштабные темы, он всё равно остаётся строго в рамках простой и сдержанной человеческой истории, не срываясь ни в надрыв, ни в политическую агитацию. В этом его основная прелесть; тут чётко понятно, что с тобой серьезные люди ведут серьезный разговор на равных, и такая минималистичная сдержанность актуальной драме ужасно идёт. В целом весь общий настрой «Посетителя» лучше всего воплощен в игре Ричарда Дженкинса. Ветеран первоклассного эпизода, Дженкинс в главной роли ни на секунду не позволяет себе никакого шоумэнства с заламыванием рук или какой-то взрывной эмоциональностью (что часто считается эквивалентом хорошей драматической игры). Его Уолтер — тихий, застегнутый на все пуговицы человек, который из своей раковины выходит осторожно, напряженно озираясь по сторонам, каждую секунду готовый к тому, что кто-то тыкнет в него пальцем и засмеётся. И в финале он не перевоплощается триумфально в записного экстраверта — скорее, он отчетливо понимает, что в жизни есть разные важные вещи, за которые можно и нужно бороться и переживать. И последний кадр «Посетителя» почти гениален — таким же тихим, ненавязчивым, но значительным образом, каким хорош весь этот сдержанный фильм.
Сергей Мезенов