Фестиваль ДНК остался позади, а волны от него до сих пор расходятся. Но об этом чуть позже. Прежде еще несколько беглых зарисовок по его содержанию.
Как я уже писала, второй день фестивальной программы оказался самым спорным. Собственно, удача там была всего одна — «Самый легкий способ бросить курить» М. Дурненкова в постановке Егора Чернышова, о которой я уже подробно рассказала.
Три других прочтения — «Вентиль» Г. Грекова (режиссер Олег Рыбкин), «Запертая дверь» П. Пряжко (Семен Александровский) и «Небо над Ебургом» Я. Пулинович (Сергей Красноперец) — вызвали немало критики.
В первых двух случаях неудачными оказались сами пьесы. Герман Греков, чья пьеса «Кастинг» была одной из самых заметных на первом ДНК, в «Вентиле» явно накрутил много лишнего. Чувствуется, что драматургу близок жанр политической сатиры. Но в «Вентиле», где он попробовал в сатирическом ключе представить тонкости российско-украинских взаимоотношений, полно откровенного трэша. Трупы в ванной, попытка гомосексуального насилия, пафосный спич одного из героев на вечную тему отцов и детей, непорочная проститутка, в финале спасающая главного героя... Набор приемов из дешевых сериалов. И как бы ни пытались обыграть это актеры, они были бессильны справиться с текстом пьесы.
«Запертую дверь» Пряжко тоже, на мой взгляд, нельзя назвать шедевром. Я уже высказалась в общем обзоре о ДНК о своем восприятии этого драматурга. В Москве к Пряжко отношение полярное — одни его превозносят, другие категорически не принимают. Я лично не настолько глубоко знакома с его творчеством, чтобы делать какие-то основательные выводы. Слышала пока две пьесы — «Жизнь удалась» и «Запертая дверь». По своей проблематике они меня никак не затронули — чересчур все обыденно. Но первая хотя бы хорошо написана. Вторая — просто скучна. Собственно, состоит она из двух частей. В одной троица клерков лениво тянет время в офисе. В другой — еще один клерк пытается сымитировать жизнь... Режиссер вынес вторую часть в видеоряд, где текст появляется на экране и одновременно произносится. Рефрен этого действа — фраза «Ни о чем не думает». Будь все немного покороче, воспринималось бы оно, наверное, гораздо интереснее. Но монотонный, хотя и не без юмора, видеоряд на 20 минут — это слишком.
Трио клерков сыграно почти безупречно (Андрей Доряло, Мария Алексеева и Сергей Даниленко). Но опять же — слишком много одного да потому. Возможно, драматург как раз и пытался показать такую вот отупляющую тягомотину их жизни. Но, повторюсь — слишком все скучно и обыденно. А в театре, как известно, хороши все жанры, кроме скучного...
Пьесу «Небо над Ебургом» публика толком не услышала, потому что режиссер забил текст постановочным трэшем. Такой избыточности режиссуры не было ни в одной читке ДНК. Какой-то заторможенный ангел, русалка-алкоголичка, группа сатанистов... И все с криками, воплями, зашкаливанием эмоций. Было жалко артистов, вынужденных все это изображать.
После просмотра мужчины-критики пытались быть деликатными в своих публичных оценках — все-таки режиссер находился в зале. Кристина Матвиенко рубанула, не стесняясь: «Это дурного вкуса театральность и претенциозность». Полностью разделяю ее позицию.
А пьесу «Кто любит Панкратова?» Д. Карапузова (которая должна была быть вечером в программе «Запретный плод») Олег Рыбкин просто снял с показа. По его словам, «это анекдот, растянутый во времени». Что ж, наверное, хорошо, что снял.
Елена Коновалова, фото Андрея Минаева