Ещё одно крутое кино от гонконгских мастеров крутого кино Джонни То и его давнего соратника Вай Кай-фая.
Мы тут уже опытным путём установили, что если совсем грубо, то в фильмографии Джонни То есть две магистральные линии - есть крутые виртуозные боевики про перестрелки, а есть сумасбродные комедии с кучей безумных подробностей. «Убийца» - такой упоительный гибрид двух этих направлений; тут хорошая девушка (Келли Лин) внезапно оказывается между двумя киллерами - меланхоличным японцем О (Такаши Соримачи) и выпендрежником-китайцем Током (Энди Лау). К первому она ходит домой убираться, пока он внимательно смотрит на неё через окно из дома напротив; второй сам приходит к ней знакомиться в видеопрокат и с порога предлагает стать девушкой киллера. При этом О вроде как лучший киллер в Гонконге, а Ток хочет это звание оторвать себе - и дальше с ними на этой почве много всего интересного происходит.
«Убийца» весь напичкан совершенно упоительными деталями. Всю первую половину фильма герои поминают другие картины схожей тематики. Энди Лау ходит к девушке в видеопрокат в масках президентов, и она вспоминает «На гребне волны». Энди Лау протыкает мелкому гангстеру руку ножом и говорит «Было кино такое с Аленом Делоном, он также делал, найди, посмотри». Энди Лау учит девушку стрелять, а она в ответ говорит: «Да видела я это кино, «Леон» называлось». На третьей минуте поминается «Десперадо» (киллер за кадром говорит «Фильм не очень, но стиль мне понравился»), на 15-й - манга «Плачущий убийца». В какой-то момент они начинают ржать и над самими собой тоже - есть замечательный эпизод, в котором сингапурский коп, которого играет актёр, вечно снимающийся у То, смотрит на фото киллера, которого играет другой актёр, вечно снимающийся у То, и задумчиво так говорит «Где-то я тебя видел, но где?»
Там потом много ещё таких деталей. Полиция, чтобы найти киллера, идёт в библиотеку. Ток врывается в полицейский участок, чтобы забрать набор пластмассовых собачек. О уходит от преследователей при помощи двух пожарных гидрантов. Дальше там ещё прекрасный поворот сюжета с участием сингапурского копа случается - он немножко сходит с ума и становится писателем, который пытается написать про соперничество О и Тока роман. И его клинит постоянно, что он книгу закончить не может - потому что они ещё в реальности соперничать не перестали, а как он напишет финал, которого ещё не случилось?
Совершенно непонятно при этом, как у То и Ваяя хватает фантазии год за годом изобретать все эти прекрасные детали. Ближе ко второй половине «Убийца» немного перестаёт шутить и переходит в режим нормального джонни-то-шного боевика - с дико красивыми перестрелками в замедленном воспроизведении, с хождениями по коридорам жилых зданий, с финальной схваткой на складе фейерверков - всё как полагается. А самое смешное, что в конечном итоге «Убийца» оказывается фильмом о том, кого лучше девушке выбирать, экстраверта или интроверта. И по фильму расклад примерно такой - с экстравертом, понятно, не будет скучно, но интроверт вроде бы надёжнее. Или что-то вроде того.
Сергей Мезенов