Можете смеяться, но я вчера в первый раз — полностью, осознанно, от начала до конца — посмотрел «Лицо со шрамом» Брайана Де Пальмы.
Все комментарии от Капитана Очевидность (дико крутой Пачино, виртуозный Де Пальма со своими бесконечными кранами, «Оскар» Стоуну за сценарий, горы кокаина, диско, неон, кровища, сцена с бензопилой, финальная бойня) я, пожалуй, опущу — как будто вы и так этого не знаете. Мне другое показалось забавным — что в отличие от множества подобных криминальных эпосов, в «Лице со шрамом» напрочь отсутствует какая бы то ни было романтизация персонажа.
Ведь всё случившееся с Тони Монтаной — никакая не трагедия, а совершенно закономерное развитие событий. Крушение человека, который пролез на самый верх на чистой наглости и непробиваемой упёртости, но удержаться там не смог — в силу катастрофического отсутствия воображения и чуткости к нюансам. Да, он готов землю рыть, всех в бараний рог скручивать и сметать всё на своём пути — но куда он прикладывает эту свою могучую энергию? Влезает в первую же банду, которая подворачивается под руку, не разбираясь — притом, что там всё время проскакивает, что есть и другие такие же организации, и что контора Фрэнка Лопеса, в которой он оказался, не то чтобы самая крутая. Точно так же он фиксируется на первой же шикарной девушке, попавшейся ему на глаза. У него есть понятия, как всё должно быть — какая должна быть работа, какая должна быть девушка — но что тут могут быть разные варианты, ему тупо в голову не приходит.
Там в середине есть замечательная сцена — Монтана приезжает за героиней Мишель Пфайффер, которая ещё пока девушка не его, а его босса — на «Кадиллаке» с умопомрачительной тигровой отделкой. Пфайффер говорит — это что вообще, я в такое ни за что не сяду. А Монтана искренне не врубается — ты чё, это же «Кадиллак»! «Кадиллак» в его системе понятий — это круто, это не МОЖЕТ не быть круто, вариантов нет. И в этом мышлении абсолютами и сила, и слабость Монтаны. Когда надо чего-то добиваться, равных ему нет — потому что он чётко знает, что добиваться этого НАДО. А вот что с добытым потом делать, он понятия не имеет. Да, забрал у босса домашнюю девушку — но она как была мебелью при прежнем хозяине, так и осталась мебелью при нём. Да, забрался на самый верх — но всевозможные политические и финансовые игры, в которые необходимо играть, чтобы там остаться, ему непонятны, он в них не сечёт. Поэтому он так упивается финальной перестрелкой — все приличия к черту, все маски сорваны, можно наконец-то быть самим собой и мочить, мочить гадов.
Очень круто.