Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Опять подвал, опять шахта лифта

Опять подвал, опять шахта лифта

13.09.2011
11

В отпуске от нечего делать пересмотрел два первых «Крепких орешка». Понятно, великие жанровые фильмы — но отчего-то подумалось, что причины их величия было бы не лишним проговорить вслух ещё раз.

Там же в чём главный трюк — в большой, навороченный боевик со спецэффектами, дикими трюками, взрывами, перестрелками и международными террористами с фантастически навороченными планами запускают вдруг не крутого супермена без страха и упрёка, а простого рабочего мужика, который смотрит на всё на это и сам несколько офигевает. Ведь главные качества Джона МакЛейна — не сила, не бесконечная крутость и не виртуозное умение стрелять из большой пушки; мы, кстати, вообще не знаем, насколько он хороший полицейский за пределами случающихся с ним в фильмах историй, может, и ничего особенного.

МакЛейн берёт в первую очередь умением быстро мыслить в нестандартных ситуациях и тем, что ему не всё равно. Ему больно, когда его бьют, ему страшно, когда вокруг творится что-то невообразимое, и вообще у него жена всё время в смертельной опасности — но он всё равно упрямо лезет на рожон, покалеченный, испуганный, без ботинок, один против спецназовцев-головорезов, один против самолёта. И каждый раз, забравшись в очередную немыслимую заваруху, он в первую очередь думает «Блин, Джон, и что ты теперь будешь делать, как тебя сюда вообще занесло?!!» — но продолжает лезть дальше и как-то выкручиваться. Этот его необъясняемый, но абсолютно понятный внутренний драйв делает его, наверное, самым человечным героем из всех боевиков на свете. По крайней мере, вот тот момент в конце второго «Крепкого орешка», когда он, покалеченный, едва живой, бредёт по усыпанной горящими осколками злодейского «Боинга» взлетной полосе и дурным голосом зовёт жену — чёрт, вот ради таких моментов можно перетерпеть кучу сколько угодно кретински-сложносочиненных террористических заговоров.

Ну, и к слову — по этой же причине четвертый «Крепкий орешек» ни черта не работает. Потому что там нет этого противостояния героя и жанровой формы — МакЛейн там как раз тот самый супермен, которым положено бегать туда-сюда с пушкой и невозмутимо отстреливать злодеев пачками. И когда он выходит один на один против дорожного движения, вертолета, и потом истребителя, в этом нет совершенно ничего удивительного — он супермен, ему положено, он справится. Ему не страшно. Ему не больно. Да и жена у него давно куда-то подевалась — он, наверное, и сам уже не помнит куда.

Сергей Мезенов

Рекомендуем почитать