Хорошее красноярское трио Inthemorning выпустило новый альбом «Black Phantasies» (который можно скачать за любую нравящуюся вам сумму со странички группы на Bandcamp), симпатичную пластинку задумчивого поп-рока под синтезаторы. В честь этого события (а также грядущей живой презентации нового альбома) я решил встретиться с участниками группы Константином Ройсом и Максимом Зайцевым и расспросить их про пластинку, историю группы и прочие относящиеся (или не очень) к делу вещи.
Давайте начнём с самого начала — как появилась группа Inthemorning?
(долгая пауза, потом все смеются)
Максим: На самом деле не нужно ничего придумывать — всё началось довольно банально. Мы все начинали играть с разными людьми, в разных коллективах — а потом познакомились с Костей, завязался какой-то творческий контакт, потом нашли Сашу. Всё довольно обыденно — Красноярск же небольшой город, и найти единомышленников здесь несложно. Вот мы нашлись втроём, и, в общем, только рады этому.
А что за группы были, в которых вы играли до этого?
Максим: Да у этих групп и названий-то часто не было, это всё было так, сугубо...
Костя: Несерьёзно.
Максим: Несерьёзно, да.
Понятно. А как название появилось — почему именно утро и что случилось с пробелами?
Костя: Пробелы портили эстетику. Некоторые испытывают антипатию к заглавным буквам, так же, как и я — ставлю их только там, где есть имена собственные. А из-за названия у нас даже был небольшой, маленький такой конфликт с другой группой, которая называется I am the Morning — они попытались нас обвинить в том, что мы украли у них название, при том что никто из нас их не слушал и не знал, кто они такие, пока они нам не написали.
Максим: Да, оказалось, что групп с утром в названии, ну, не то чтобы много, но они есть. Но когда мы придумывали своё название, я, если честно, даже не помню, о чём именно мы думали...
Костя: Была такая песня Гвен Стефани «For You in the Morning», попсовая такая, простая песня, я её узнал ещё в школе, и мне нравилось, как по-английски «утром» получается «в утро», или «по утру». А позже уже пришла и какая-то философия — утром я, как и многие, абсолютно никакой, не человек практически, не способен ни думать, ни делать что-то. Ты встаёшь, и тебе нужно какое-то время, до обеда, или до вечера, чтобы прийти в себя.
То есть, именно это состояние вы и пытаетесь выразить в музыке?
Костя: Нет-нет-нет-нет — потом у меня поменялся распорядок дня, и утром я стал спать. Как сова — вечером функционировать, а утром спать. И вот эти все сны, мечты, желания — о них мы и поём.
Максим: К тому же утро многие пропускают, а это прекрасное время суток.
Костя: У Джона Леннона есть фраза: «Если вы делаете что-то прекрасное, а его никто не замечает, расслабьтесь — восход солнца тоже происходит, когда все ещё спят».
Вас всегда в группе было трое?
Максим: Не совсем. Вообще, нынешний состав — это, по сути, мы с Костей. А какие-то ранние материалы, самые первые наши песни — там был другой состав, был живой барабанщик, был другой басист...
Костя: Скажем так — там БЫЛ басист.
Максим: Всё это претерпело какие-то изменения... Это само собой, на самом деле, получилось — просто в какой-то момент мы поняли, что нам комфортнее работать вот так, втроём. Продуктивнее.
Я почему спрашиваю — я помню, что когда первый раз вас увидел, на «Живом звуке», вас было больше, во-первых, на сцене, а во-вторых, вы звучали немножко по-другому. Как происходит смена состава, понятно, а вот изменение звучания и подхода, как они случаются?
Костя: Я думаю, это никак не получится отследить. Вот будет третий, пятый альбом — и они будут все разные, но философия всё равно будет общая. Настолько разная музыка звучит в головах наших, у каждого из нас, что это никогда не будет одинаково.
Максим: Для нас музыка — это эволюционный процесс, она не должна стоять на месте, она должна постоянно развиваться, постоянно делать что-то новое. Причем конкретно у нас руки развязаны — Красноярск ведь нельзя назвать каким-то крупным культурным центром, и от нас, по сути, никто ничего не ждёт, мы можем делать всё, что хотим. Этим мы и занимаемся — экспериментируем, простор для творчества полный.
Мне просто интересен сам процесс — вот вы записали альбом и решили, что это глава теперь закрыта, а дальше вы пишете и играете по-другому, или как? Есть какая-то чёткая концепция, или всё происходит само по себе — мол, вот песня написалась такая, поэтому дальше и двигаемся в таком ключе?
Костя: Ну, мы всегда так или иначе танцевали вокруг одного и того же жанра, просто не знали, как его назвать, пока не наткнулись на это словосочетание — дрим-поп. Симпатии же никуда не денутся — любовь к реверберации, к задержкам, к романтичным гитарам в стиле группы The Cure. Это то, что нам нравится, и нам от этого никуда не деться — можно приобретать какие-то новые навыки, использовать новые приёмы, но мы всегда будем возвращаться к тем же самым основам. Вряд ли мы когда-нибудь возьмём и сочиним песню в стиле дэт-металл.
Максим: При записи самого первого альбома мы столкнулись с забавной ситуацией — мы ещё записываем старые вещи, а мысли уже умчались далеко вперёд-вперёд, и в голове крутятся песни, совсем непохожие на эти. На самом деле, это же, наверное, здорово — идей много, вот мы и стараемся их по возможности реализовывать.
Костя: На самом деле раньше всё было очень долго — пока мы записывали одну песню, я уже шесть новых мог придумать. Такая задержка очень расстраивала, но с последним альбомом такого не было.
То есть, это тот материал, которым вы, можно сказать, и живёте?
Костя: Да, он актуален для нас.
И вы достаточно быстро его записали?
Костя: Да, с декабря где-то. За полгода.
Интересный момент — обычно красноярские группы живут концертами, а альбомы выпускают довольно редко, а у вас прошлого года выходит уже третий релиз. Как это вам удаётся?
Максим: Ну, нам, чего уж греха таить, нравится наша музыка, и нравится ею заниматься — работать над нею в студии, записывать что-то. А что касается концертов, то мы, если честно, довольно избирательны в этом плане — играем только на событиях, которые нам самим интересны. Куча групп в Красноярске играют, играют, играют, играют — играют одно и то же, в одних и тех же местах, и не стараются, как-то, не знаю, развиваться, что ли? Нам не близок этот подход — мы лучше посидим, поработаем, сделаем какую-нибудь интересную запись.
Ваш новый альбом называется «Black Phantasies», тёмные фантазии. Что это за фантазии и почему они тёмные?
Костя: Тут речь о сокровенном идёт — в моём понимании сокровенное является тёмным, вот я и старался подобрать какой-то синоним. Вообще, фигура на обложке — нам говорили, что это какой-то монумент или стела, но на самом деле на меня очень повлияло увиденное в Нью-Йорке, луч света в небо, который включают на Граунд Зеро. И вот я представил эту сумму душ людей, которая там витает — не слишком зловеще, надеюсь, звучит? — и подумал, что у них у всех были какие-то надежды, мечты, желания, которые не успели реализоваться. И вот об этом мы поём — о всём том, что как-то эмоционально затрагивает человека, кроме, наверное, такой банальной любви. Ну, под банальной любовью я имею в виду то, когда всю песню поют что-то типа «Бэйби, ай лав ю» — когда признаются в любви, как Роберт Смит в песне «The Only One», это совершенно другое уже.
То есть, это попытка поговорить о мечтах, фантазиях и желаниях других людей?
Максим: И наших тоже.
Костя: Всех. О тех вещах, о которых обычно не говорят вслух. То есть, говорят, но только самым близким.
Максим: Мы в первую очередь пытались рассказать истории. Каждая песня — это самостоятельная история, и они объединены одной темой таких вот сокровенных желаний и фантазий, скрытых, явных.
Одна песня на вашем альбоме представлена дважды, на английском и на русском языке.
Костя: Да, «Водопад».
Это какая-то особенная песня, что она одна удостоилась подобной чести?
Костя: На самом деле, если бы позволяли бюджет и время, я бы, наверное, перевёл в конце концов все песни на русский. Но я никогда не вытаскиваю ничего из себя специально — а этот текст, он пришёл сам собой. Плюс немаловажную роль сыграло то, что перевод тут получился фактически идентичным — waterfall и водопад, те же ударения, те же три слога. То есть, текст пришёл на волне вдохновения — я практически сразу написал обе версии, одну и другую, так и решили оставить. А с другими не пришло.
Вместо постскриптума — 31 мая Inthemorning представят материал своей новой пластинки на мероприятии под названием «Шелест № 5 — Утро совы», что пройдёт в Красноярской краевой библиотеке. В тот же вечер в концертной студии «Серебряного дождя» группа Limebridge устраивает презентацию своего нового альбома «Chaotica». Неразрешимую дилемму «Куда же, блин, пойти?» лично я решил следующим способом — походом на третье мероприятие, очередную «Быстровку» под названием «Острая необходимость», где с шести до девяти вечера буду обеспечивать музыкальное сопровождение под вывеской «Радио НиЧё».
Если пойдёте к нам, ищите указатели во внутреннем дворе «Кванта» — а если на Limebridge или Inthemorning, расскажите потом, как всё было.
Сергей Мезенов,
фото: vk.com/itmae