Сегодня, 31 марта, по инициативе комитета по образованию, культуре и спорту Законодательного Собрания Красноярского края состоялось заседание круглого стола, посвященное доступности и качеству музейных и театральных услуг для школьников и студентов края. В дискуссии приняли участие министр культуры края, заместитель министра образования и науки, депутаты ЗС, директора музеев и театров, представители учреждений образования: вузов, колледжей и средних школ.
Министр культуры Елена Паздникова рассказала о том, что делают музеи и театры для интеллектуального, духовного и нравственного развития школьников. В крае работает 58 государственных и муниципальных музеев и 14 их филиалов, при этом 70% посетителей составляют дети, преимущественно школьного возраста. Музейная сеть Красноярского края является одной из самых крупных в России: по итогам 2013 года она занимает шестое место в стране и первое в Сибирском федеральном округе.
Сеть профессиональных театрально-зрелищных учреждений в крае представлена 20 учреждениями: это 9 краевых государственных театров (в Красноярске, Ачинске, Канске, Минусинске, Норильске) и 5 муниципальных театров (в Лесосибирске, Шарыпово, Железногорске, Мотыгино), краевая филармония и 5 самостоятельных филармонических коллективов в Красноярске. В крае представлены все основные виды театров: оперы и балета, 2 музыкально-драматических, 8 драматических, театр юного зрителя, 2 театра кукол.
Средняя стоимость детского входного билета в 2014 году в краевых государственных музеях составила 53 рубля, в городских муниципальных музеях — 37 рублей. Их стоимость варьируется от 8 рублей (музейно-выставочный центр Зеленогорска и Минусинская городская картинная галерея) до 84 рублей (краеведческий комплекс «Музей вечной мерзлоты» в Игарке). Также во всех краевых государственных и муниципальных музеях края для лиц, не достигших 18 лет, один раз в месяц установлен день бесплатного посещения.
Кроме того, льготные цены на билеты музеи устанавливают по договорам с конкретными образовательными и социальными учреждениями, что на практике позволяет организовать бесплатное посещение экспозиций детьми, например, из малообеспеченных семей. Среди краевых государственных музеев наибольшее количество дополнительных льгот и скидок предоставляется Красноярским краевым краеведческим музеем.
Музеи разрабатывают собственные программы для использования их возможностей в образовательной деятельности, они готовы заключать договоры о сотрудничестве с общеобразовательными учреждениями. На 2015 год музеями заключено более 200 договоров и соглашений о сотрудничестве с общеобразовательными организациями.
В 2014 году театрами было представлено 2336 спектаклей для детей, которые посмотрели 406,9 тысячи зрителей, при этом 710 спектаклей было показано на выездах и гастролях, в том числе в отдаленных территориях края. Стоимость билетов на детские спектакли и концерты составляет от 50 до 300 рублей в зависимости от времени и места спектакля и категории мест в зрительном зале. Воспользоваться льготным посещением спектаклей и концертов имеют возможность все образовательные организации, осуществляющие деятельность на территории края. Для этого достаточно подать соответствующую заявку.
Первый заместитель министра образования и науки края Наталья Анохина рассказала о том, что за 2014-й и начало 2015 года образовательными организациями музеи края посещались коллективно около 8 тыс. раз, в том числе около 2 тыс. посещений были по льготным билетам, 98 осуществлены бесплатно.
Кроме того, было организовано 3344 коллективных посещений театров, в том числе по льготной цене билета — 556. В 44 муниципальных образованиях края разработаны планы совместной работы общеобразовательных организаций и музеев. Наталья Анохина также остановилась на примерах успешного сотрудничества учреждений образования и культуры в городах и районах края.
Директор краевого краеведческого музея Валентина Ярошевская и директор Красноярского художественного музея имени В. И. Сурикова Марина Москалюк посетовали на то, что все инициативы музейщиков тонут в инертном отношении педагогов, многие директора школ сами ни разу не были в музее. Серьезнее всего стоит проблема приобщения к культуре учителей — неважно, касается это музея или театра. «Думаю, тут проблема и в том, что наши учебные заведения вообще не используют ресурс музеев для подготовки педагогов. Мы должны добиться, чтобы каждый выпускник педагогического института за время своего обучения изучил все музеи Красноярска, и пока мы этого не сделаем командным способом, ничего не будет», — сказала Ярошевская.
Многие выступавшие говорили о том, что главная проблема приобщения детей к театру и музейной культуре лежит не в финансовой плоскости. Необходимы меры, которые заставят учителей обратиться к богатейшим ресурсам культурных учреждений. «Школьники и студенты не должны быть заложниками недостаточно развитого в культурном отношении преподавателя или учителя, — подвела итог заседания заместитель председателя комитета по образованию, культуре и спорту Татьяна Волоткевич. — Наши музеи и театры действительно работают творчески. И очень жаль, что не все молодые жители Красноярского края имеют возможность это оценить. Детей кто-то должен приобщить к музею, к театру. Счастлив тот ребенок, который живет в семье, где родители понимают значение и театра, и музея. Но школа точно не должна оставаться в стороне. В Законе „Об образовании в Российской Федерации“ везде пишется: „учебно-воспитательный процесс“, и эту воспитательную функцию со школы не снимал никто».