Green Day
«American Idiot»
2004, Reprise
Нет, ну кто бы мог подумать? Мало того, что через десять лет после того момента, как они ворвались на музыкальную сцену верхом на своем хулигански тупом поп-панке Green Day по прежнему живы и здоровы, у них еще и хватает наглости выпускать концептуальный альбом, который они сами называют своей «панк-рок-оперой». После относительного коммерческого провала их последнего альбома “Warning”, выпущенного четыре года назад, подобный ход кажется настоящим самоубийством, однако, удивительное дело, им все сходит с рук. Может быть, им пошло на пользу общение со стариной Игги Попом, для которого Green Day записали в прошлом году пару песен, но факт остается фактом – “American Idiot” не только однозначно лучший альбом всей их дискографии, но и серьезный претендент на звание рок-альбома года. Знаю, знаю, в это почти невозможно поверить, равно как и в то, что две девятиминутные сюиты из пяти частей каждая могут быть лучшими вещами на альбоме группы вроде Green Day – но это суровая правда жизни. При этом никакого раздутого пафоса, обычно сопровождающего рок-оперы – все тот же бойкий, напористый, но странно душевный поп-панк, которым всегда славились Green Day. Даже пианино, вибрафон и электроорган вплетаются в их обычный саунд гармонично и естественно, словно там всегда и были. Заглавная “American Idiot”, “St Jimmy”, “She’s a Rebel”, “Letterbomb” – все просятся в список лучших достижений группы. Неожиданный, и оттого еще более приятный сюрприз.
Mouse On Mars
«Radical Connector»
2004, Thrill Jokey
Немецкому дуэту Mouse On Mars вот уже десять лет стабильно удается проворачивать один и тот же трюк – каждый их новый альбом радикально отличается от предыдущего, сохраняя при этом все фирменные особенности саунда группы. “Radical Connector” – не исключение; здесь нет ни пасторального блаженства, присущего альбому “Niun Nugging”, ни отвязного экспериментирования с ломаными ритмами и живыми инструментами, которое превращало альбом “Idiology” в восхитительную головоломку. Вместо этого Mouse On Mars делают очередной разворот на черт знает сколько градусов и, кажется, впервые за свою карьеру берут курс на танцполы. Да-да, ритмы в существенной части треков этого альбома отличаются нетипичной для Mouse On Mars прямолинейностью и качают при этом так, что будь здоров. Причем такой прямолинейностью MoM порою достигают совершенно сногсшибательных результатов – трек номер два “Wipe That Sound” представляет собой роскошный кусок замедленного диско, насаженного на жирный бас и приправленного изувеченными до неузнаваемости вокальными сэмплами. Следующий прямо за ним “Spaceship” начинается с привычного для Mouse On Mars бардака из разрозненных звуковых эффектов, прыгающих вокруг слушателя в каком-то сумасшедше ломаном ритме, но в середине неожиданно превращается в залихватский космический фанк. Не стоит, впрочем, считать, что тяга к простым ритмам пришла к MoM за счет утраты склонности к постоянным экспериментам – в финале пульсирующего электрофанка “Blood Comes” слушатель остается один на один с выстроенными в сложную гармоническую схему вокальными сэмплами, а в середине “The End” бит неожиданно отступает на второй план, освобождая пространство для нежного дуэта электрогитары с кларнетом. Mouse On Mars действительно являются одним из наиболее интересных и заслуживающих внимания электронных коллективов в мире, и новый их альбом – очередное тому подтверждение.
Ray Charles
«Genius Loves Company»
2004, EMI Records
Перед нами - последний альбом великого Рэя Чарльза, который он закончил перед смертью. Альбом дуэтов мастера с артистами разного уровня – молодыми (относительно, разумеется) и многообещающими (Нора Джонс, Дайана Кролл, Натали Коул), именитыми и внушительными (Ван Мориссон, Элтон Джон, Бонни Райт) и ветеранами-легендами под стать самому Чарльзу (Би Би Кинг, Вилли Нельсон). Стоит заметить, что доля венчать собой долгую и разностороннюю карьеру мэтра, знавшую как головокружительные взлеты, так и жесткие падения, досталась этому альбому по чистой случайности – никто не намеревался превращать его в финальный могучий залп из корабельной пушки перед отходом на дно. Это простой, скромный и, я бы даже сказал, домашний альбом, на котором Чарльз вместе со своими друзьями и просто приятными ему людьми исполняет версии бессмертной поп-классики вроде “Fever”, “Sorry Seems To Be The Hardest Word”, “Somewhere Over the Rainbow” и так далее. Огонь и энергия его прежних записей и выступлений здесь сменились на спокойную радость пожилого человека, к которому заявились в гости все его дети и внуки одновременно. Старый добрый блюз пробивается здесь только в одном номере, “Sinner’s Prayer”, исполненном дуэтом с Би Би Кингом. Дуэты с женщинами отличаются нежностью и задумчивостью, как “Here We Go Again” с Норой Джонс и “You Don’t Know Me” c Дайаной Кролл. Только в “Fever”, спетой вместе с Натали Коул, появляются некоторые намеки на игривость и сексуальность. Дуэт с Элтоном Джоном “Sorry Seems To Be The Hardest Word” звучит, как совершенно типичная баллада Элтона Джона, а аранжированный в оркестровый номер дуэт с Вилли Нельсоном “It Was a Very Good Year” было бы лучше спрятать поглубже в архивы и никогда никому не показывать.
Inspiracion-Espiracion
«A Gotan Project DJ-Set mixed by Philippe Cohen Solal»
2004, XL-Records
Подзаголовком данного сборника красуется надпись – “новые треки, ремиксы и клевые танго”. Что называется, по сусекам поскребли, вот на целый диск и наскребли. Подобные проекты, составленные из редких, неизданных вещей и всевозможных ремиксов, как правило, составлены по принципу «кучи малы» – что нашли, то и вывалили. Эта же коллекция отличается неожиданными благородством и разносторонностью, как в подборе тех треков, что участники Gotan Project сами подвергают ремикшированию, так и в том, кто и как переделывает их собственные вещи. Подход самих Gotan Project к ремикшированию отличается тонкостью и деликатностью – вместо того, чтобы привычно прикручивать вещи бухающий танцевальный ритм, как поступают многие электронно-танцевальные коллективы, эти ребята проделывают с вещами какие-то тонкие и нежные манипуляции, аккуратно вписывая их в контекст оригинала. Так они поступают с нежным танго Астора Пьяццоллы “Cite Tango” и с джазовой композицией Чета Бэйкера ‘”Rouned About Midnight”. Их собственные вещи так же претерпевают весьма интересные метаморфозы стараниями приглашенных гостей – так, Calexico превращают “La Del Ruso” в знойный акустический номер со звенящими гитарами и жаркими трубами, а Antipop Consortium без малейшего зазрения совести мешают танго с рэпом. Такое случается редко – что сборник ремиксов и переделок оказывается интереснее собственных студийных альбомов, однако “Inspiracion Esperacion” явно относится к числу таких вот исключений.
Реггей Party
2004, Фирма грамзаписи Никитин
В данном случае все, в общем-то, понятно из названия – это сборник реггей-музыки отечественного производства. Слушать подобный сборник в середине ноября – занятие несколько обескураживающее. Хочется тут же перебраться куда-нибудь к теплу, солнцу, песчаным пляжам и коктейлям с маленькими зонтиками. Выделять какие-то отдельные композиции и достижения нет совершенно никакого желания, потому что практически все песни сплавляются в один большой кусок солнечного позитива. Вытянуть ноги в кресле, шевелить пальцами ног и глупо улыбаться безо всякой на то причины – вот что надо делать вместе с этой музыкой. На том и порешим.
• пр. Мира, 89, тел.
• Магазин «Колизей» — пр. Красноярский рабочий, 89, тел.
• Магазин «Колизей-2» — ул. Взлетная, 2, тел.