Trilok Gurtu
«Broken Rhythms»
2004, Red Kite
Индус Трилок Гурту, кажется, так и не может найти определенный ответ на вопрос, возникший в его жизни еще в подростковом возрасте, после посещения первого в жизни джазового концерта. Звучит этот вопрос так – что же всё-таки ему ближе, национальные индийские мотивы или горячий джаз? В попытках выяснить это Гурту создал весьма занимательный музыкальный гибрид, в котором прекрасно уживаются обе эти составляющие. По джазовому разнузданное пианино звучит в сопровождении неутомимой и многослойной перкуссии, выводящей затейливые ритмические рисунки, а сдержанный контрабас поддерживает в равновесии партии тягучих индийских скрипок. В “Kabir” делу изрядно помогает резкая и взвинченная гитара Гэри Мура (да-да, того самого), а стараниями легендарного коллектива Тувинских горловиков Huun Huur Tu “Vignola” и “The Way To Banganga”, записанные с их участием, становятся двумя самыми завораживающими композициями альбома. Сладкоголосые индийские вокалистки привносят в альбом изрядную долю чувственности, прекрасно сочетающейся со страстными ломаными ритмами. Гурту пускает в дело множество разновидностей всевозможной перкуссии – столько названий ударных инструментов, сколько перечислено в буклете альбома (среди них есть даже глиняный горшок), можно встретить, пожалуй, только в каком-нибудь специализированном журнале. Вся эта громыхающая братия выстраивается в музыку четкую и слаженную, энергичную и прекрасную.
Adrian Belew
«Side One»
2005, Sanctuary
В первую очередь гитарист Эдриан Белью известен поклонникам музыки в качестве талантливого музыканта второго плана, успевшего поработать на подхвате у множества величайших рок-музыкантов прошлого века. Он сотрудничал с Дэвидом Боуи и Фрэнком Заппой, играл в Talking Heads и King Crimson, и заработал себе репутацию гитариста новаторского и склонного к экспериментам. “Side One” – первый из трилогии сольных альбомов, что Белью намерен выпустить в 2005 году. (Продолжения будут называться соответственно – “Side Two” и “Side Three”). Жажда экспериментов не оставляет Белью и при работе в одиночку. На этом сольнике он размашисто проходится по весьма широкому спектру музыкальных стилей, от динамичного фанк-рока “Writing On The Wall” до нойзового авангарда “Madness”, от сочного гитарного драйва “Ampersand” до электронно-эмбиентной “Under the Radar”. На первых трех песнях Эдриану вовсю помогают басист Primus Лес Клейпул и ударник Tool Дэна Керри. При их же участии создается и лучшая вещь альбома, таинственная “Matchless Man”, в которой незамысловатая, но приятная мелодия обрамляется сдержанной восточной перкуссией и многочисленными наложенными друг на друга гитарами, издающими причудливые звуки. После такой первой части становится чертовски интересно, что еще Белью натворит на следующих двух выпусках.
Apocalyptica
«Apocalyptica»
2005, Universal
Идея исполнения песен «металлических» групп исключительно на виолончелях, что принесла финскому коллективу Apocalyptica их первоначальную славу, давно уже исчерпала свои возможности, и парни, судя по их новому альбому, прекрасно это понимают. Сейчас в их составе имеется постоянный ударник, а виолончели постоянно пропущены через примочку, отчего звук Apocalyptica мало чем отличается от обычной, ничем не примечательной рок-группы. По крайней мере, именно так они звучат на открывающей “Life Burns!”, где на вокале у них гостит соотечественник Лаури Юльнен из группы The Rasmus – как не особенно выдающаяся копия Metallica времен альбомов “Load” и “Reload”. Впрочем, дальше, на инструментальных композициях, где солирующую роль исполняет старая добрая виолончель, к Apocalyptica возвращается свойственная их прежним работам элегантность. В “Distraction” группа отлично играет на контрасте тягучей мелодии и почти треэшевого тэмпа композиции, в финале достигая почти эпического накала страстей. Хороша также трагическая финальная композиция “Deathzone”. Лаури Юльнен, кстати, появляется на диске еще раз, причем вместе с Вилле Вало, в пафосной балладе “Bittersweet”. Главной проблемой «Апокалиптики» является то, что им явно недостаёт разнообразия – вся вторая половина альбома сливается в некое общее месиво.
Abakus
«That Much Closer to the Sun»
2004, Dragonfly
Парнишку, что скрывается за названием Abakus, зовут Рассел Дэвис. На своем дебютном альбоме “That Much Closer to the Sun” Дэвис занимается тем, что рисует легкими мазками акварельный хаус, причем делает это с предельной аккуратностью, будто стоя на цыпочках. Басам и ударным Дэвиса свойственна предельная деликатность, даже если он заставляет их исполнять даб. Синтезаторные партии Дэвиса тоже все сплошь задумчивые и мечтательные, будто только и умеют, что таращиться на проплывающие мимо облака. Такая музыка доставляет удовольствие самого незамысловатого характера – она не столько цепляет за душу, сколько ласково поглаживает по коже, медленно и красиво проплывая мимо. Послушал, улыбнулся и забыл.
Найк Борзов
«Radi Lybvi: Rmx»
2004, Снегири
Да, все верно, загадочная приписка “Rmx”в названии этого альбома означает, что это альбом ремиксов. В данном случае привычное снисходительно-презрительное отношение, коим принято одаривать подобные сборники, следует с порога объявить совершенно неуместным. Эксперименты, что проводит над песнями Найка интернациональная команда ремикшеров (в списке есть музыканты из Англии, Исландии и Японии), получаются по большей части весьма позитивными. География передельщиков дает о себе знать довольно любопытным образом – большая часть иностранных гостей радостно тащит оригинальные вещи на богатые пастбища диско-фанка (за исключением немцев Florian, превративших «Ради любви» в около-трип-хоп), в то время как наши соотечественники предпочитают работать с чуть более сложными ритмами. Особенно показателен в этом плане ремикс питерца Игоря Вдовина на «Последнюю песню», начинающийся с цифровых манипуляций над голосом Найка и постепенно перерастающий в сумасшедшую вариацию на тему помпезной оркестровой эстрады. Москвич Транский делают для «Хвоста» неторопливую и довольно таинственную аранжировку, сползающую к финалу в почти эмбиент. В остальном же на альбоме – бодрость духа и стук копыт по танцполу. Что тоже весьма славно, в принципе.
• пр. Мира, 89, тел.
• Магазин «Колизей» — пр. Красноярский рабочий, 89, тел.
• Магазин «Колизей-2» — ул. Взлетная, 2, тел.