John Lennon
«Acoustic»
2004, Capitol Records
Отличная идея для сборника – песни Джона Леннона, исполненные им в сопровождении только акустической гитары. Просто и со вкусом. Тот факт, что большая часть вещей на “Acoustic” представлена в виде домашних записей, только добавляет им какого-то уютного шарма. Так или иначе, песни Леннона хороши в любом исполнении – а тут к тому же можно найти аж семь штук таких, каких не издавалось ранее. Среди них – крепко сбитая версия “Well Well Well”, зажигательная “Cold Turkey” и простая, но тем не менее чертовски прекрасная “Dear Yoko”. Впрочем, и классические Ленноновские вещи, такие, как “Working Class Hero”, “God” и “Imagine” по-прежнему способы удивлять и впечатлять. Собственно, что нового можно сказать о Джоне Ленноне – и стоит ли пытаться?
Thievery Corporation
«The Cosmic Game»
2005
На новом альбоме Thievery Corporation нет ровным счетом ничего такого, чего не было на их предыдущих работах. Впрочем, заявление это не совсем верное, так как в этот раз они впервые пользуются услугами довольно именитых приглашенных музыкантов – среди вокалистов на “The Cosmic Game” отметились такие известные персонажи, как Дэвид Бирн, Перри Фаррел (Jane’s Addiction) и Уэйн Койн (The Flaming Lips). В музыкальном же плане Thievery Corporation пропагандируют всё ту же расслабленную смесь из трип-хопа, глубинного даба, соул и щедрых вливаний world music, что и раньше. Однако в этот раз кусочки головоломки наконец-то сложились именно так, как и должны были, в результате чего у TC получился альбом, который без стеснения можно назвать их лучшим. Вернее, его даже нужно назвать таковым. Начинается альбом с низкого старта, с нежно пульсирующей под орган теплых тонов “Marching The Hate Machines (Into the Sun)”, а дальше постепенно раскочегаривается жаркой раггой “Warning Shots” и совершенно восхитительным дабом “Revolution Solution” с неожиданно скромным вокалом Перри Фаррелла. Немного ямайского регги, немного горячей духовой секции, капельку ситара – все ингредиенты отвешены предельно точно. Плавный, густой и насыщенный альбом. Тот альбом, что они давно должны были сделать.
Максим Покровский
«Москва-Шаверма: музыка к кинофильму «Время - деньги»»
2005, Квадро Диск
О фильме Евгения Лунгина «Время - деньги» мне известно лишь то, что это комедия, и что Евгений Лунгин не имеет никакого отношения к Павлу Лунгину, режиссеру фильмов «Такси-блюз», «Лунопарк», «Свадьба» и «Олигарх». Плюс то, что написание музыки к этому фильму стало первой сольной работой Максима Покровского за пределами своего родного коллектива «Ногу свело!» Без «Ноги» Максим пошел в довольно неожиданную сторону – в привычном для «НС!» духе здесь выполнена только заглавная композиция «Москва-Шаверма». Остальной материал представляет из себя инструментальные композиции, сыгранные преимущественно набором стареньких аналоговых синтезаторов. Представьте себе группу Space, которая ни с того ни с сего возомнила себя Kraftwerk – именно это и играет Максим. Можно также вспомнить замечательный советский коллектив «Зодиак». Звучит все это довольно бодро и задорно, как саундтрек к давно забытой примитивной компьютерной игрушке, что была любимой в шестом классе – драм-машинки постукивают, басы похрюкивают и покрякивают, а пиликающие синтезаторные партии всех мастей порхают под облаками. Получается очень славно.
Killing Joke
«For Beginners»
2004, Virgin Records
Вообще-то Killing Joke – по-настоящему великая группа; именно они в начале 80-х взбили характерный для того времени пост-панк до такой резкости и интенсивности, что на их творчестве, как на дрожжах, позже выросли все пионеры «метал-индастриал» сцены от Nine Inch Nails до Ministry. Название данного сборника («Для начинающих») недвусмысленно намекает на то, что именно с его помощью непосвященные смогут проникнуться их величием – что, однако, есть вранье чистой воды. И дело тут не в том, что король-то голый, а в том, что подборка песен на “For Beginners” не просто оставляет желать лучшего – она нелепа. Предпочтение здесь почему-то отдаётся самому неудачному периоду творчества Killing Joke, второй половине 80-х, когда они умудрились наклепать множество чертовски слабых альбомов. Представьте себе сборник лучших вещей Led Zeppelin, на котором представлен только материал, записанный после альбома “Physical Graffitti” – вот и здесь примерно то же самое. Нет, свои моменты здесь, конечно, есть – такие, как суровая бетономешалка “The Wait”, пронзительные гитары в “Butcher” и гипнотические шаманские танцы “Fall Of Because” и “We Have Joy”. Но эти моменты в конце концов тонут в море мало отличающихся друг от друга треков средней паршивости. Так что начинающим или желающим начать лучше посоветовать другой сборник Killing Joke, вышедший в 1992 году под названием “Laugh? I Nearly Bought One!” Вот на нем действительно собрано все самое необходимое.
Isis
«Panopticon»
2004, Ipecac
«Справочник Начинающего Музыкального Критика, глава 1, страница 5, параграф 2 – Не плоди новых сущностей без надобности, ибо все на этой Земле сущее имеет и слово свое правильное, и неспособность это слово отыскать есть повод работать над собой, а не изгаляться в словотворчестве». Правило это чертовски верное, и всячески достойное следования (даже несмотря на то, что читателями такой подход порой не одобряется, ибо активное использование нововведенных терминов им часто кажется синонимичным прогрессу). Одно только в нем не учтено - как быть в тех случаях, когда приходится сталкиваться с чем-то таким, при одном только взгляде на которое запас терминов испуганно поднимает лапки и отказывается выдавать четкий ответ? Таким, как музыка группы Isis, например. Судя по тяжести их звука, их следовало бы отправить пылиться на полочку с пометкой «хэви-металл», а то и вовсе «дум», если исходить из их пристрастия к неторопливым темпам. Однако сделать это мешает одно, но очень большое «но» - тот факт, что музыка их сказочно прекрасна. Памятуя о существовании в этом мире термина «пост-рок», описывающего музыку, сыгранную традиционными рок-инструментами, но подменяющую характерные для рока мелодичность и драйв чем-то более протяжным, расплывчатым и зачастую душераздирающим, я возьму на себя смелость наречь Isis «пост-металлом». Потому что Isis проделывает с «металлической» музыкой тот же трюк, что и пост-рок с роком – перенимая свойственный ей звук, музыканты Isis в корне меняют лежащую в ее основе эстетику. Их звук действительно очень тяжелый, почти что в физическом смысле слова. Он не просто тяжелый - он огромный, он необъятный. Наблюдать за развитием музыки Isis – все равно, что смотреть на морские волны в замедленном видео воспроизведении. В одну минуту они деликатно покачивают вашу лодочку, мерцая и искрясь на солнце, а в другую уже обрушиваются на вас всей своей внушающей практически благоговейный трепет мощью. Так и Isis – они одинаково способны как с бесконечным терпением выводить нежные и протяжно-прекрасные мелодические куски, так и неожиданно обрывать их в пучину бушующих гитарных водоворотов. Собственно, вся их музыка и построена на неспешных чередованиях двух этих ипостасей – однако чередование это ничуть не скучное и ни в коем случае не предсказуемое. Их грандиозные композиции разворачиваются неторопливо, с основательностью, так что их продолжительность редко бывает меньше семи минут. И слушать их необходимо исключительно очень, очень, очень громко.
Поясняющий P.S. – Сей монументально-восторженный эпос был помещен автором в конец обзора исключительно из соображений природной воспитанности и культурной субординации. Ибо что такое есть творчество группы Isis супротив худого человечка с гитарой по имени Джон Леннон, aka Наше Всё, как не прах, тлен и с белых яблонь дым? За сим позвольте откланяться, остаюсь вечно Вашим.
• пр. Мира, 89, тел.
• Магазин «Колизей» — пр. Красноярский рабочий, 89, тел.
• Магазин «Колизей-2» — ул. Взлетная, 2, тел.