Snow Patrol
«Eyes Open»
2006, Polydor
Этих сентиментальных парней очень любят в Англии – как и их предыдущий альбом “Final Straw”, “Eyes Open” счастливо болтается в верхней части английских национальных чартов, причем уже не первую неделю. Их действительно есть за что любить – их юношеская, трогательная пылкость умудряется обходиться без мелодрамы а-ля Coldplay или Keane; они мелодичны и искренни, но без пафоса и соплей. “Eyes Open” – это такой альбом скромных поп-рок фейерверков. Своими более громкими номерами Snow Patrol отлично удаётся передать утренний оптимизм нового дня – в “Hands Open” и “It’s Beginning to Get to Me” чувствуется приятная мощь спортивного автомобиля, несущегося по предрассветному шоссе в сторону пламенеющего горизонта. Впрочем, в том, что касается приятной меланхолии, они не менее ухватисты – их полуночные размышления “Shut Your Eyes” и “Make This Go On Forever” украшены присутствием целого госпел-хора, а в грустной колыбельной “You Could Be Happy” звучит, наверное, самая печальная музыкальная шкатулка в мире. Не менее хорош и “Set the Fire to the Third Bar”, щемяще-безнадежный парный танец посреди опустевшей под утро дискотеки, исполняемый вокалистом Гэри Лайтбоди дуэтом с певицей Мартой Уэнрайт. Очень грамотная получилась у Snow Patrol пластинка – деликатная, но энергичная, задумчивая, но оптимистичная, и в целом очень воодушевляющая.
Godsmack
«IV»
2006, Universal
Всё по-честному – назвавшись в честь одной из песен группы Alice In Chains, коллектив Godsmack прилежно переосмысливает наследие этой по-своему великой группы вот уже четвертый альбом подряд. Хотя «переосмысливает» – это всё же громко сказано; скорее, Godsmack стоит назвать упрощенной, рабоче-крестьянской версией Alice In Chains. К четвертой пластинке они наконец-то сообразили избавиться от натужного нью-металлического размаха, что так портил их альбомы “Awake” и “Faceless”, и заиграли более землисто и просто. Прятавшийся где-то в самой глубине их металла блюз теперь ощущается гораздо более отчетливо – в “Bleeding Me” даже звучит слайд-гитара, а в “Shine Down” присутствует жаркое соло на губной гармошке (единственное, что спасает эту невероятно вторичную, срисованную не то с Soundgarden, не то с Eleven песню). Впрочем, на блюзе попытки немного разнообразить звучание не останавливаются – под пятым номером на альбоме идёт акустическая вещь “Hollow”, в которой звучит мандолина, а ближе к концу скрывается жутковатая вещь “Voodoo Too”, рождённая как будто где-то в нью-орлеанских болотах. Среди прямолинейно-металлических треков тоже есть свои удачи – “The Enemy” вполне подошёл бы группе Metallica в её “Load”-периоде, а в “Temptation” группа, едва ли не единственный раз за альбом, позволяет себе немного отвязного грува. Судя по тем незначительным, но приятным изменениям, которые наметились в саунде Godsmack на этом альбоме (кстати, спродюсированном вокалистом Салли Эрмой самостоятельно), группа пока еще небезнадёжна.
Reamonn
«Wish»
2006, Universal
А вот и еще один коллектив, отчаянно пытающийся быть похожим на своих героев – вот только если бостонцы Godsmack фанатеют от Alice In Chains, то немцы Reamonn, судя по всему, заглядывают в рот ирландской мега-группе U2. Открывающая альбом заглавная песня – это не просто попытка подражать U2, это самые натуральные U2 и есть! Сходство прямо-таки пугающее – и если гитаристам не особенно хорошо удаётся скопировать точеные гитарные фигуры Эджа (одного из самых талантливых и оригинальных гитаристов планеты, если что), то вокалист Рэй Гарви достиг в подражании Боно прямо-таки невероятных высот. По национальности он, кстати, тоже ирландец – может, это что-то врожденное? Песни U2 на альбоме “Wish” идут через одну – и “Serpentine”, и “Promise (You and Me)”, и “Just Another Night” могли бы быть написаны U2, а в “Starting to Live” вообще звучит чуть ли не целый кусок песни “Vertigo”. В принципе, памятуя о том, что записывают сейчас сами U2, можно было бы предположить, что нам сейчас не помешала бы такая бюджетная версия их былых заслуг – да только выдаваемый Reamonn материал не сильно лучше последних пластинок U2. Если уж кому нужна свежая доза эмоционального поп-рока в духе U2, но с собственным лицом, лучше прикупить последний альбом латышей Brainstorm “Four Shores” – там это всё было сделано куда более изящно и грамотно.
KREC
«По реке»
2006, CD Land
На обложке альбома рэп-коллектива KREC в уголке имеется афиша фильма «Питер FM» – ну, так, на всякий случай, вдруг кто не увидит призывный желтый стикер с фразой «Композиция «Нежность» из фильма «Питер FM»». С точки зрения рекламы и продаж шаг вполне понятный, но оформить это можно было бы и поизящнее – прилепленная прямо сверху афиша фильма перекашивает всю обложку к чертям. От большинства своих коллег по жанру KREC отличается нарочито романтичным и задумчивым подходом к рэпу. «Добро пожаловать в мир Доброй Грусти» – именно такая надпись встречает всех на их официальном сайте; понятно, что парням, что пишут такое, вряд ли интересны всякие бандитские разборки, рэпперские понты и всевозможные наркотики, о которых обожают читать другие рэпперы. Уже по названиям вещей можно многое понять – «Нежность», «Куда уходят корабли», «Ангел», «Лирик», «Искра». В музыкальном плане они тоже идут такой романтичной тропой – биты украшаются сэмплами из джаза и соула, звучат нежные, почти трип-хоповые клавишные. Одна из песен, «90.1», вовсе кажется самым натуральным рекламным роликом одной из питерских радиостанций – в тексте имеется даже перечисление репертуара. Текстовые размышления KREC, конечно, не сильно выходят за рамки обычного кухонно-дискуссионного философствования, что обычно проходит за парой рюмок крепкого чая – но в целом скорее приятно, что на отечественной рэп-сцене вообще существует такой меланхоличный и добрый коллектив.
Лига’лайз
«XL»
2006, Монолит
«Альбом 10-летней выдержки» – красуется на обложке завлекательный штампик, намекая на бурную и сложную историю рэппера Лигалайза и его места в российском хип-хопе. «Без меня не было бы русского рэпа!», бахвалится Лига в одном из треков этого альбома – и даже если он в этом прав, то за те десять лет, что он упорно шёл к своему первому сольному альбому, в рэпе изменилось очень многое. Бывшие партнеры, а ныне идеологические противники Лиги по группировке “Bad B Alliance” более не являются не то чтобы законодателями мод, а даже просто творчески активными единицами. Делом рулят совсем другие имена – и Лигалайз явно пытается протолкаться в высшую лигу отечественного рэпа, примеряя на альбоме целую кучу различных саундов. Он то сэмплирует западную классику поп-музыки в лице “House of Rising Sun” («Остаться») и подзабытой вещицы группы Black “It’s a Wonderful Life” («Жизнь»), то зачем-то пытается перефифтицентовить 50 Cent в похотливом хите «Будущие мамы» (который не только без зазрения совести копирует “Shake That Ass”всё того же 50 Cent, но и скрывает в своих недрах шедевральный поэтический образ «Мне очень нравится её серёжка в пуповине»). Тематически его тоже всё время бросает в разные стороны – он то пускается в бесконечное самовосхваление в стиле «Баловень судьбы, золотой голос России, кого подростки считают чуть ли не мессией» («Русский рэп»), то вдруг принимается ностальгировать по детству на московских улочках («Жизнь») или фантазировать на тему Второй Мировой войны («Первый отряд»). Всё это жонглирование звучаниями и темами напоминает попытки догнать поезд, который уже давно ушёл – Лигалайз, похоже, так и остался человеком 90-х, и грамотно вписаться в двухтысячные ему пока сложно. Даже приглашенные гости на этом альбоме – Маша Макарова, Богдан Титомир – кажутся пришельцами из прошлого. Лигалайз, похоже, и сам понимает свою оторванность от временного контекста – «Последний герой, Виктор Цой, разбился на шоссе, кто я такой вообще, и что мне здесь делать дальше?», читает он в наиболее удачной композиции «Стресс». Думаю, ответ на этот последний вопрос должен быть примерно такой – для начала отбросить попытки угодить всем сразу. А там видно будет.
Иванов-Ножиков, человек с магнитофоном в голове
• пр. Мира, 89, тел.
• Магазин «Колизей» — пр. Красноярский рабочий, 89, тел.
• Магазин «Колизей-2» — ул. Взлетная, 2, тел.